В мире не так уж много городов, которые целиком охраняются ЮНЕСКО, как объекты всемирного наследия. Один из них – Луангпхабанг, туристический и культурный центр Лаоса, бывшая королевская столица.

Добраться до Луангпхабанга из столицы или от границы с Таиландом не слишком просто: на самолете дорого, на ночном автобусе по крутым дорогам страшно, на медленной лодке по Меконгу скучно, на быстрой лодке опасно. Тем не менее, большая часть из 2 миллионов туристов, ежегодно посещающих Лаос, все-таки приезжает в  небольшой и тихий Луангпхабанг.

Запутанная история

Считается, что за две с лишним тысячи лет существования этот город успел сменить несколько названий и побывать столицей нескольких империй. Нынешнее имя еще в 15 веке Луангпхабанг получил благодаря уникальной статуе Золотого Будды. Будда Пхра Банг, отлитый на самом деле не из золота, а из бронзы – настоящий путешественник. Начиная с 14 века статуя странствовала про кхмерским, лаосским и сиамским провинциям, и в каждом новом месте обитания ей возводили роскошный храм. В середине 20 века с обретением независимости Будда занял почетное место в садах королевского дворца Луангпхабанга – это символ города. Ежегодно во время празднование Пимай Лао (начало нового года) статую торжественно переносят на три дня в главный храм. А копии Будды Пхра Банг так и стоят в пагодах северного Таиланда – и тоже очень почитаются верующими.

Целиком в списке ЮНЕСКО

Просто так в список всемирного наследия ЮНЕСКО целый город, а не отдельные достопримечательности, попасть не может. В центре Луангпхабанга каждое здание ценность. И речь не только о десятках монастырей и храмов 16-20 века, речь и об обычных домах. Точнее, не совсем обычных. Лаос – это бывшая французская колонии, и там до сих пор чувствуется влияние Франции: в кухне, в языке, в декоре помещений, в нарядах и украшениях. А в Луангпхабанге сохранились целые кварталы зданий колониального стиля – и они причудливо сочетаются с традиционными лаосскими жилищами. Именно поэтому в центре запрещено строительство высоток, сюда не заезжают грузовики и большие автобусы.

Кормление монахов

Так Бат – необычная старинная традиция, не имеющая аналогов в мире. Каждое утро еще до рассвета сотни монахов в оранжевых одеждах проходят по улицам города и молча принимают еду. Когда-то основную часть населения Луангпхабанга составляли монахи, обязанные кормиться подаянием – и эта традиция была жизненно необходима.
Хотя туристам разрешено принимать участие в «кормлении» и фотографировать процессию, это настоящий обряд, а не специальное шоу для иностранцев. Во всех гостиницах предлагают заказать правильно приготовленный рис, который уместно особым образом опускать в специальные горшочки. Считается, что покупать рис прямо перед церемонией у торговцев на той же улице не соответствует пафосу момента – нужно подготовиться заранее.

Королевский дворец

Лаос перестал быть королевством более 40 лет назад, и дворец в Луангпхабанге превратился в Национальный музей. В здании, построенном для последнего короля французскими архитекторами, выставлены личные вещи, картины, мебель, трон, оружие, золотые украшения, музыкальные инструменты и портреты членов династии. Отдельные выставки посвящены античным статуям Будды и подаркам от иностранных послов. Единственный минус богатой экспозиции – категорический запрет на фотографирование. Снимать можно лишь в гараже, где находится неплохая коллекция королевских машин.
В одном из зданий Дворца четыре раза в неделю выступает королевский балет. Билеты довольно дорогие, но зрелище того стоит. Национальное шоу в потрясающих костюмах, прекрасно поставленные танцы и необычная музыка.


Ваты Луангпхабанга


В городе с населением всего лишь 50 000 жителей одних только крупных и сверхзначимых монастырей более 30. Авторы путеводителей спорят, какой из храмовых комплексов самый значимый и самый красивый, а мне кажется, что обойти стоит хотя бы крупнейшие 10 – все они расположены в центре. Центр Луангпхабанга разделен на квадраты, и внутри каждого квадрата улиц находится монастырь. Многие жители не знают названий улиц, но ориентируются в адресах по названиям ватов и цвету окрестных домов.


Самый дорогой ват
Название Вата Сене переводится, как «100 000 кип», и когда-то эта потраченная на строительство сумма была грандиозной – потому ее и увековечили. Все остальное в храме вполне традиционно – красные и золотые изображения Будды и животных на стенах и большая статуя Будды внутри.

Самый рукодельный ват
Монастырь Ксиен Муанг при поддержке ЮНЕСКО превращен в большую художественную школу. Здесь обучают традиционной живописи, скульптуре и резьбе по дереву – все это необходимо для реставрации других храмов города. Туристам разрешено посещать мастерские и смотреть, как работают художники и резчики – в основном, это молодые монахи. Кстати, большинство монахов в городе весьма охотно общаются с иностранцами на английском и французском – знание языков здесь приветствуется.

Самый золотой ват
Ват Сиенгтхонг, он же Золотой монастырь – идеальный образец национальной средневековой архитектуры. Был построен в 16 веке и с тех пор находился под особой опекой королевской семьи. Одно из зданий комплекса предназначено для королевского похоронного экипажа, украшенного головой дракона. Здесь же хранятся позолоченные урны для праха и куклы, изображавшие правителей в специальных представлениях.
Для самой древней и очень редкой статуи лежащего Будды в золотом монастыре отведена Красная Часовня, не случайно названная на европейский манер. В 20 веке статую возили в Париж, чтобы показать на Всемирной выставке, и она произвела там фурор, а в родной ват вернулась лишь тридцать лет спустя.
Золотой монастырь потрясает мозаиками на стенах зданий – яркими цветами на солнце играют изображения растений, зверей и птиц. А позолоченные панели изображают весьма фривольные сцены из знаменитой «Рамаяны» - и это вовсе не сцены битв.
А еще ват Сиенгтхонг не пострадал во время полного разграбления города черными хо, поскольку лидер этого движения в юности обучался в Золотом монастыре. Правда, во время господства «черных флагов» храм работал, как штаб.

Самый главный ват
И он же самый фотографируемый для открыток и путеводителей – Ват Май. Был возведен в 18 веке в самом центре города рядом с Королевским дворцом, и с тех пор достраивался, перестраивался и ремонтировался почти непрерывно вплоть до середины 20 века. Именно здесь когда-то хранилась статуя Будды Пхра Банг, давшая название городу, а сейчас ее заменяет другой большой и золотой Будда. Ват Май может похвастаться самыми роскошными барельефами со сценами из «Рамаяны» и историями из жизни Будды. Это еще один ват, не пострадавший от черных хо – все остальные были сильно разрушены.
Самый большой ват
На самом деле Ват Висуналат был самым большим лишь в средневековье, когда на его постройку ушло 4000 деревьев, а свод поддерживали 30-метровые столбы. К сожалению, то грандиозное сооружение разрушили очередные захватчики, и лишь в конце 19 века храм удалось восстановить. То, что получилось в результате, весьма далеко от оригинала, поэтому архитектурный интерес представляет лишь «арбузная ступа», действительно похожая на арбуз. Официально она называется Ступа Великого Лотоса, но меткое народное прозвище употребляется чаще.

Самый известный ват
Ват Манором прославился старейшей в Лаосе двухтонной статуей Будды, отлитой из бронзы в 14 веке. У статуи не хватает руки, и кто точно в этом виноват, неизвестно. Трагедия произошла в колониальные времена борьбы между французской и сиамской армиями, и французов подозревают в варварстве чаще.

Самый зеленый ват
Возраст Вата Ахам точно не определен – центральный зал относится к 19 веку, но другие здания стояли на том же месте долгие века. Главная святыня храма – два баньяновых дерева (они же священные деревья бо). Считается, что два духа-хранителя города живут в этих деревьях, поэтому растениям дали имена и украшают их яркими лентами


Кхмонский рынок

Еще одна достопримечательность города – вечерний рынок. Его иногда называют кхмонским по имени одного из местных племен. Это ремесленный рынок, один из лучших в Азии, здесь огромный выбор вещей ручной работы от сувениров до предметов искусства. Каждый день с 17.00 движение транспорта на главной улице перекрывается, появляются палатки, стойки и столики, прямо на асфальте расстилаются коврики – и начинается торговля. Кстати, торгуются лаосцы не слишком охотно, если сравнивать с теми же тайскими северными соседями. С другой стороны, и цены на кхмонском рынке небольшие.


Холм Пху Си

Прямо напротив Королевского дворца начинается лестница, которая всего-то через 350-400 ступеней (я сбилась со счета после 300) приведет вас на вершину священной горы. На этой вершине находится старинная ступа, она же Ват Пху Си, и от этой ступы открывается замечательный вид на город. Опытные туристы советуют встречать на холме не закат, а рассвет – тогда вам обеспечены красивые фотографии пейзажей, а не голов и спин. Действительно, на закате количество желающих насладиться панорамой превышает всякие разумные пределы. Зато, если с холма спуститься вниз по другой лестнице, то по дороге можно увидеть статуи Будды – семь статуй, семь поз, семь дней недели. Похоже, что самый приятный день недели в Лаосе – это вторник, поскольку «вторничный» Будда удобно возлежит на диване.

Пещеры Пак У

До пещер тысячи Будд можно добраться на лодке – это примерно 25 км от Луангпхабанга. В этот храмовый комплекс местные жители и паломники веками приносили статуи разных форм и размеров – в основном, деревянные. В результате в нижней пещере находится более 2500 Будд, а в верхней более 1500. И перед каждым Новым годом население окрестных деревень приплывает в пещеры, чтобы перемыть и украсить каждую статую!
Еще одна достопримечательность, до которой можно добраться на лодке – королевские гробницы на противоположном от Луангпхабанга берегу. Недалеко от гробниц есть ничем не примечательная деревня Xieng Mene, куда туристы забредают посмотреть на быт лаосских крестьян и рыбаков.

Экотуризм

В окрестностях Луангпхабанга развит экотуризм всех видов. Можно сплавиться на национальных плотах, погулять в заповеднике, поухаживать за слонами в питомнике, понаблюдать за медведями и даже искупаться в водопаде. Многоуровневый водопад и парк Куанг Си находятся в 30 км от города. В нескольких бассейнах водопада купаются (и даже прыгают с тарзанки), а некоторые объявлены священными и в них купаться запрещено. Еще в парке находится небольшой центр по сохранению гималайских медведей - несколько вольеров и много-много сувениров на медвежью тему.
Медведей придется рассматривать через сетку, а вот со слонами в питомнике можно познакомиться максимально близко. Например, провести с ними целый день. Покормить. Выучить команды и попробовать найти с животным общий язык. Прокатиться на слоне, как заправский погонщик - прямо на голове, держась коленями за уши. И даже вымыть слона в речке - не абы как, а с мочалкой из чего-то натурального.
Совместить купание в водопаде и плавание со слонами можно в 15 км от Луангпхабанга. Добраться до небольшого каскадного водопада Тад Сае можно только на лодке, и там вы не найдете удобной и разнообразной инфраструктуры парка Куанг Си, зато в бассейне этого водопада предлагают поплавать на спине слона.

 

Книга Стеллы Чирковой бесплатно

Заказать бесплатную книгу, получать новые статьи и информацию о курсах и семинарах

Прайс-лист

ВНИМАНИЕ! Полный список моих курсов и вебинаров с ценами вы можете посмотреть НА ЭТОЙ СТРАНИЦЕ

 

 

 

 

 

Отзывы

Отзывы на курс "Как сохранить любовь на долгие годы"

Елена Кузнецова
Курс понравился, он оказался очень полезным для меня. Он помог мне все разложить по полочкам, упорядочить некоторые вещи. Из моря информации, которую я загрузила в свою голову, как из пазликов сложилась определенная картинка, которой мне очень не хватало. Я поняла, что очень важно сначала разобраться, зачем же именно мне нужен брак, избавиться от кактусов именно в своей голове и вступать в отношения из изобилия, а не из страха одиночества и чувства недостаточности. Только работая над собой и не пытаясь никого переделать, можно получить нужный именно тебе результат и притянуть в свою жизнь достойного мужчину, и стать для него по-настоящему желанной и любимой женщиной. Спасибо, Стелла, за курс!

Читать больше отзывов