ОЧЕНЬ НЕПРИЯТНАЯ ПРАВДА о детской самостоятельности, не читайте, если не хотите раниться и "бякнуться".
Любимая присказка родителей про "а у нас не получается, хотя мы искренне хотим вырастить ребенка самостоятельным" в 99% скрывает под собой двойные и почти шизофренические послания в родительских головах. Из серии "мы хотим ребенка-лидера, который во всем будет слушаться маму с папой и следовать авторитетам".
Самостоятельный ребенок – это ребенок, который живет СВОЮ жизнь. Следует СВОИМ вкусам и предпочтениям. Делает СВОИ ошибки. Думает САМ.
Большинство родителей, от которых я слышала, как они, якобы, мечтают приучить ребенка к самостоятельности, имеют в виду лишь то, что ребенок будет каким-то диким нелогичным образом сам хотеть то, что нравится родителям и не хотеть то, что не нравится родителям. А ля будет сам выбирать ту одежду, которую родители одобряют, сам делать уроки в то время, которое родители определили, как удобное для делания уроков и так далее. Что ребенок будет сам ходить на те кружки, что родители одобряют, сам себя мотивировать на дела, которые нравятся родителям и иже туда же.
НЕТ, это так не работает.
Если вы на словах бла-бла про то, как, якобы, вы желаете видеть ребенка самостоятельным, а на деле "зачем девочке бокс, ей же могут нос сломать", вы не хотите никакой самостоятельности ребенка, вы хотите все решать за ребенка. Если вы на словах бла-бла про то, как, якобы, вы желаете видеть ребенка самостоятельным, а на деле "он же должен ложиться спать в 22.00, он же не выспится", вы не хотите никакой самостоятельности ребенка, вы хотите все решать за ребенка. Если вы на словах бла-бла про то, как, якобы, вы желаете видеть ребенка самостоятельным, а на деле "не приглашай домой машу, она мне не нравится, она не подходит не гуляй с васей и петей, они плохое придумывают", вы не хотите никакой самостоятельности ребенка, вы хотите все решать за ребенка.
Мечта о ребенке, который типа-сам делает все, что нравится вам, в частности, прекрасно учится, ходит на одобренные вами кружки, о ребенке, чьи друзья и интересы вами социально одобряются, о ребенке, который наводит дома порядок и ходит, куда вы скажете, и все это без вашего контроля – это ДВОЙНЫЕ ПОСЛАНИЯ (шизофреникам ОК, здоровым нет). Если вы хотите выполнения определенных вами правил и следования вашим заповедям – то вы бог, а ребенок раб божий, а у раба нет самостоятельности. Раб требует контроля, правил и наказаний, рабский труд малопродуктивен и требует вовлечения господина или управляющего господина.
И неважно, приказываете ли вы напрямую или выражаете неодобрение кислой мордой, скептическими замечаниями, просьбами и намеками на одобрение в случае иного выбора – все это одинаковые попытки подогнать ребенка под ваши рамки.
И пока вы желаете видеть ребенка в своих рамках, ни о какой самостоятельности не может быть и речи.
Или крест снимите или трусы наденьте (с).
"Не получается" самостоятельный ребенок, если ребенок здоров? Проблема не в ребенке. Дело в вас. Вы пытаетесь получить "я вольный волк, бунтарь по жизни, да, мам?" (с).
Вот почему в очередной раз с очередным ребенком тема моего родительства вызывает у многих удивление в стиле "как это вы ей позволяете то и это", "почему это она у вас сама решает то и се". Все очень просто, товарищи. Это принцип нашей семьи - если ты справляешься с обязанностями и ответственностью, ты получаешь ПРАВА. Никак иначе.
Агате 10 лет, и она:
- Может выбирать себе одежду, обувь, прическу, макияж, сама решать все о своем внешнем виде, может носить мини или оверсайз, красить или брить волосы.
- Может выбирать себе друзей, ночевать у друзей, приглашать к себе друзей в любое время на любое количество дней.
- Может ходить, куда хочет, гулять, сколько хочет и где хочет.
- Может читать любые книги, смотреть любые фильмы, играть, во что угодно, делать, что считает нужным.
Знаете, почему? Потому, что она:
- Сама полностью отвечает за свою бытовуху - сама просыпается и собирается в школу, сама стирает-гладит свою одежду с тех пор, как Иван уволил домработниц, сама вызывает такси и ездит в школу, на кружки и обратно домой.
- Сама убирает свой этаж (конечно, сложное типа ванны-зеркал моет Иван, но, в целом, кухню, плиту, полы, посуду и все на первом этаже Агата моет сама).
- Сама следит за своим гардеробом, канцтоварами, продуктами, сама пишет списки, сама планирует время для покупок, сама выбирает, находит и покупает.
- Сама учится в школе, в школе рисования, в школе компьютерного дизайна, сама делает домашние задания, сама справляется с дополнительными вопросами по теме учебы.
- Сама планирует досуг, время, бытовуху и развлечения, сама соблюдает баланс, сама помнит о режиме дня, вовремя ложится и встает, сама заботится о гигиеническом и даже о медицинском типа чек-апов помнит и говорит.
Бонусом Агата заботится о коте и нередко удовольствия ради без всяких просьб и предложений готовит для Ивана – просто потому, что любит готовить и любит кота. И мы это ценим и благодарим ее.
Именно так, товарищи, и работает эта система. Если вы хотите, чтобы ребенок был самостоятелен в учебе, планировании дня, организации бытовухи и балансе между учебой-хобби-развлечениями, вы должны дать ребенку столько же прав, сколько он возьмет на себя обязанностей. Нельзя ждать, что ребенок будет чтец и жнец и на дуде игрец, а вы будете приказывать, когда идти читать, а когда делать уроки или с кислой мордой навязывать "мнение" о ребенкиных вкусах в музыке, друзьях и книгах. НЕТ. Это так не работает. Или ребенок живет полноценной самостоятельной жизнью, а вы рядом и восхищаетесь - или вы командуете и решаете - и вы же стоите с будильником в руках над выполнением уроков, суете в руки швабру и визжите про грязные полы и требуете приходить домой в определенное время иначе отнимете гаджет.
Или-лили.