Как прекрасно съемное жилье, я осознала в 16 лет, благодаря замечательной девушке Марине. Мы тогда снимали квартиру вчетвером — маленькую однокомнатную квартирку на окраине города.

Четыре молодые москвички

Я со своей невыносимой тягой к свободе от родительских стен и денег.
Вера — старшая в бедной и многодетной семье, ей, наверное, наши стесненные условия казались раем после пяти братьев-сестер и мамы с папой в родной двушке.
Инна, чья мама устроила личную жизнь с новым мужчиной в 20-метровой комнате коммуналки на 6 семей, родила маленького сына и не понимала, куда на этой площади деть вечно мешающую дочь с ее лекциями.
И, наконец, Марина — ее родители отдали квартиру религиозной организации, грамотно выкинув из бумаг дочь, не пожелавшую к ним присоединиться на праведном пути.
Зарплаты каждой из нас, как вы догадываетесь, на четверть квартиры хватало и оставалось, а вот на большее, увы.

Через несколько месяцев нам понадобилось искать новую соседку. Двоюродная бабушка Марины умерла и завещала ей свою комнату в коммуналке. Тут уж никакие религиозные родители не могли испортить дело, и Марина... Марина меня удивила. Она была самой старшей и самой мудрой из нас. Я думала, что она запрыгает от радости, займет у знакомых денег на простенький ремонт и симпатичную мебель, отпразднует новоселье и будет радоваться своим собственным 15 квадратным метрам. Марина поступила по-другому. Она тут же сдала унаследованную комнату и сняла однокомнатную квартиру. Доплата за разницу оказалась ей вполне по силам. И никакого «плохонькое, зато свое», никаких «красивых дизайнов» там, где очереди в общую ванну и никаких «гнездований» с тремя соседями в коридоре. Марина выбрала чужое на бумажке, зато просторное и отдельное жилье.

И я задумалась. Стала интересоваться, как решают жилищные проблемы мои наиболее умные-успешные, но не слишком состоятельные знакомые, те, у кого нет богатых родителей, но есть нормальная работа и семья. Знаете, что я обнаружила? Я обнаружила, что даже люди, имеющие собственные комнаты и квартиры, в них не жили (только если в студенческий период). Планируя ребенка, семья тут же сдавала свою однушку и снимала двушку, решая вопрос и детской комнаты, и родительской спальни. При повышении в должности и зарплате или при переходе одного из супругов на доходный фриланс, сдавали свою однушку-двушку и снимали трешку, чтобы выделить для работы кабинет. Кто-то сдавал квартиру в Москве и переезжал в арендованный таунхаус в Подмосковье. Кто-то сдавал маленькую площадь в центре и снимал большую в зеленом отдаленном районе.

И — не хочу никого обидеть — конечно же, никто из успешных людей старше 25 лет не жил с родителями. При московских ценах на квартиры все прекрасно понимают, что шансов когда-нибудь купить жилье, нет и не будет. Соответственно, протирать штаны на диване у мамы с папой смысла нет — все равно с неба ничего своего не свалится, надо вставать и принимать реальность. А реальность — это съемное жилье. Навсегда. Или до смерти родителей, о чем даже и думать не хочется. Значит, навсегда. Смысл тянуть? Начинай сегодня.

Примерно на десятом году жизни в квартирах съемных я тоже получила в наследство свое первое жилье. Доход от немедленной сдачи его в аренду очень радовал меня каждый месяц при выплате денег хозяевам. Потом я, к сожалению, получила в наследство еще. И потом еще. И теоретически могла бы продать всю эту разношерстную площадь и купить одну вполне приличную квартиру. Но я уже не захотела. Плюсы съемного жилья сделали меня его убежденной адепткой. До конца моих дней я надеюсь только арендовать жилье и никогда не пользоваться собственным.

Делюсь этими плюсами:

Местоположение

Вы можете снять квартиру рядом с работой. Институтом. Пожилой родственницей, которую надо часто навещать. Особенной школой, нужной вашему ребенку. В тихом зеленом районе. В центре. У Большого театра. На ваше усмотрение. Если вы поменяете работу, вам не нужно будет ездить на другой конец города — вы поменяете квартиру на ту, что будет рядом с новым офисом. На одной только дороге можно выиграть 1-3 часа в день (в Москве мне случалось выигрывать и больше). Если возле вашего дома начнется строительство, полюбит собираться веселая молодежь, проложат шумную дорогу — вы тут же соберетесь и уедете, не страдая от этих перемен. Если у вас сменятся пожелания к инфраструктуре (например, с рождением ребенка вместо шумного центра захочется район с парком), вы просто поменяете квартиру на другую. Очевидно, что со своим жильем такого не проделаешь.

Ремонт и прочий дизайн

В квартире периодически надо делать ремонт — объяснять, почему-зачем, наверное, глупо. Обои ведь не только надоедают визуально, но и изнашиваются. В съемном жилье вы избавлены от этих трат времени, сил и денег. Как только квартира перестает вас устраивать, вы снимаете другую. Тем более, что на рынке всегда много вариантов сразу после косметического ремонта, есть варианты с авторским дизайном — если не спешить, то можно выбрать идеал. Который вы самостоятельно еще не факт, что реализуете, а тут берете готовеньким. И через несколько лет, когда и он перестает быть таким новеньким, меняете. Или меняете раньше. Аналогичным образом обстоят дела и с мебелью, и с бытовой техникой. Не каждая известная мне молодая семья может позволить себе купить в свое жилье и хорошую мебель, и хорошую бытовую технику в полном объеме, люди берут кредиты или покупают сначала стиральную машинку, потом посудомойку и так далее. Снимая квартиру, вы сразу получаете полный комплект всего необходимого.

У вас нет проблем

Любые поломки (не по вашей вине, а естественно случающиеся), залившие квартиру соседи, проблемы в самом доме и его капитальный или иной ремонт — проблемы хозяев, но не ваши. Они не бьют ни по вашему карману, ни по нервам. Если они серьезные, вы меняете квартиру на лучшую. Если несложные — их решает хозяин, а вы просто живете и радуетесь. Вам не нужно волноваться о возможном пожаре, не нужно вникать в тонкости страхования, думать о законах, о налогах, о бумагах. Особенно важно все сказанное выше для дома. Последние 5 лет я снимаю дом, а не квартиру, и не знаю ни одной проблемы, возникающей у тех, кто живет в доме собственном. Это проблемы моих хозяев. Я только счищаю зимой снег с крыльца, но мне это не трудно. Было бы трудно — я снова сняла бы квартиру, где вопрос снега неактуален.

Вы мобильны

Некоторым людям приходится посещать психолога, чтобы излечиться от шопоголизма, целые семьи порой страдают бессмысленным накопительством ненужных вещей. Бывает, что в одной паре жена забивает шкафы сотнями кофточек и скупает тысячные вазочки-салфеточки, а муж тащит чуть ли не с помоек и складирует на антресолях запчасти и винтики. Системы типа флай-леди учат постепенно избавляться от мусора, который подчиняет твое пространство и твою жизнь. Со съемным жильем проблема исчезает. Никто не покупает ненужные вещи. А все нужные лежат по известным местам, компактно и быстро упаковываются — и переезжают за один день. Кстати, у меня есть знакомые, зимующие в теплых странах и возвращающиеся на родину весной. У них совсем нет барахла. Честно. Это высший пилотаж и отличная экономия денег (даже лучше, чем на мебели)

А самый главный плюс я оставила на потом — впрочем, с него я начинала свою историю. Это плюс — возможность жить СЕГОДНЯ.

Многие ли из нас могут прямо сегодня пойти и купить то жилье, о котором мечтают? С тем количеством комнат, с тем метражом, с тем расположением? У меня таких знакомых мало. Мои знакомые хорошо, если могут позволить себе небольшие квартиры в непрестижных районах — и то в кредит, и то не в 25 лет. И это жизнь, отложенная на завтра. Сегодня ты сидишь в комнате в коммуналке или однокомнатной квартире или теснишься с родителями в их квартире, в тесноте рожаешь детей или откладываешь их рождение на потом, отказываешь себе во многом ради «своих стен», копишь на ремонты, на мебель, на бытовую технику — ты не живешь. Ты надеешься начать жить завтра, когда сможешь позволить себе больше. Когда все купишь. Точнее, не когда, а если. Гарантировать в наше время никто никому ничего не может, к тому же все мы смертны. Лично я в 20 лет не хотела ждать, пока к 40-50 годам у меня то ли будет, то ли не будет то, чего я хочу в 20. Я решила получить это сейчас. Пока я жива. Пока я этого хочу. Пока мне это нужно.

Пять лет назад я переехала из съемной трешки в съемный дом. Через месяц переезжаю из этого съемного дома в другой съемный дом. Новый дом больше. В нем только что сделан ремонт. Хорошая бытовая техника. Хорошая мебель. Все, естественно, гораздо свежее, чем в этом доме, где я прожила 5 лет. Сплошные радости, называется. Можно поздравить с новосельем. А знаете, кстати, почему я ни слова не написала о минусах съемного жилья? Потому, что я никогда с ними не сталкивалась. Теоретически я слышала про странных хозяев и иные неприятности, но у меня нет такого опыта. А раз нет — зачем я буду выдумывать?

Колонка вышла в июне 2014 года на портале Rebenok.by. Я живу в том доме, в которой тогда как раз переезжала, мне все очень нравится, начиная от места и заканчивая хозяевами, с которыми сложились хорошие приятельские отношения. Ни одного минуса съемного жилья я не знаю до сих пор.

Читать другие колонки Стеллы

До 1951 года Непал был абсолютно закрытой для иностранцев страной – именно так древнее королевство сохранило свою удивительную культуру. Затем с помощью предприимчивого русского по имени Борис Лиссаневич город Катманду превратился в туристическую мекку для очень состоятельных людей. К концу 60-х столицу Непала наводнили тысячи хиппи, наркотические «трипы» в Катманду славились среди американской и европейской богемной молодежи. Ну, а сейчас Катманду – между прочим, город-побратим Минска - восстанавливается после страшного землетрясения 2015 года

Путеводители по Непалу пишут заново. Туристические сайты добавляют в конце статей о достопримечательностях трагические строчки «разрушено» или «частично разрушено» во время землетрясения 2015 года. К сожалению, пострадали многие уникальные и древние храмы, дворцы, башни и памятники. Но самое главное сохранилось – та неповторимая атмосфера Катманду, которая привлекала и привлекает сюда самых разных туристов – пожилых аристократов, юных хиппи, отважных альпинистов и любителей треккинга, знатоков истории и паломников разных религий.

 

По следам Лиссаневича или тропою хиппи?

Открыть Непал богатым туристам Борису Лиссаневичу помогло личное знакомство с королем. Лиссаневич убедил королевскую семью отдать целое крыло дворца под роскошный пятизвездочный отель с не менее роскошным рестораном и крупным казино. Этот самый отель с длинным названием «Yak and Eti Park Royal Hotel» процветает и наши дни, стоимость одной ночи начинается от 100 долларов. А в ресторане подают пельмени а ля Борис, борщ и водку.

Если вас привлекает дух вольных 60-х – добро пожаловать на узкую улочку Freaky Street, расположенную недалеко от Дворца. Здесь расположены самые дешевые в городе гостиницы – за несколько долларов вы получите стиль минимализм в интерьере, картонные стены, туалет на этаже и шумные компании. И, конечно, травку, которую активно предлагают всем желающим, включая детей. Насчет детей я вовсе не преувеличиваю – моей десятилетней дочери предлагали.

Конечно же, большинство туристов предпочитают золотую середину – демократичные, но комфортабельные при этом гостиницы в Тамеле. Тамель - это туристический район Катманду, нечто вроде "старого города" европейских столиц. Концентрация гостиниц-ресторанов и магазинов в Тамеле максимальная, но при этом район вполне жилой, не как, допустим, на Бали, где в целые поселения для туристов местные только приезжают работать, но сами там не живут.

Именно в Тамеле на каждом шагу продаются замечательные изделия, экспорт которых составляет более 20% дохода города – одежда, пашмины, ковры, произведения искусства и ремесленничества.

 

 

Обязательная программа

В программе-минимум, что нужно обязательно посмотреть в Катманду, большинство путеводителей и сайтов на удивление едины.

1.     Площадь Дурбар

Площадь Дурбар - "программная" достопримечательность Катманду, визитная карточка столицы Непала, да и всей страны. Признана культурным достоянием ЮНЕСКО. Включает в себя около 50 храмов и монументов, дворец, где были коронованы все короли Непала (последняя коронация состоялась в 2001), а также улочки и дворы, фонтаны и прочие мелкие скульптуры. Экспозиция дворца достаточно скромная – личные вещи последнего короля, монеты и фотографии. С учетом запрета на съемку и строжайших мер безопасности вплоть до требования оставлять дамские сумочки в камере хранения я ожидала большего.

 

Площадь Дурбар начала застраиваться еще в 12 веке, а в основном была построена в 15-17 веках. В центре комплекс храмов Ханумана – царя обезьян, знаменитого по эпосу «Рамаяна». Обязательные храмы главных божеств - Шивы, Шивы и его жены Парвати, Вишну, Ганеши. Когда-то именно здесь, в тени храмов отдыхали многочисленные хиппи, погруженные в сладкие наркотические грезы. А еще на площади Дурбар расположен дворец Королевской Кумари - девочки-богини, и раз в день живая богиня  на пару минут выглядывает из центрального окна второго этажа. Дворец разрешено фотографировать, и даже окно разрешено - но только, пока Кумари нет. Перед тем, как она появляется, служители строго-настрого призывают убрать фотоаппараты. Штраф за нарушение более, чем серьезный.

Кстати, о туристах и не туристах. Для жителей Катманду, которым не нужно платить за вход, площадь Дурбар - это обычное место прогулок и отдыха, а также большой рынок.

2.     Пашупатинанх

Храмовый комплекс на берегу реки Багмати, схожий по назначению с индийским городом Варанаси – вдоль реки расположены постаменты для погребальных костров. На территорию главного храма Шивы пускают только индуистов. Остальным приходится обходиться финальной частью похоронной церемонии - непосредственно кремацией. Чем более знатным был человек, тем выше по течению сжигают труп, за мостом сжигают только членов королевской семьи. Багмати, как и Ганг, порядочно грязна от  пепла, подношений и мусора. И здесь точно так же среди пепла и мусора омывают трупы и омываются паломники.

 

Перейдя мост, оказываешься в парке среди храмов. Поскольку Шива - покровитель всех живых существ, в парке на берегу кормят обезьян, оленей и других животных. И считается, что любой из этих зверей родится в следующей жизни человеком. У входа видны садху (святые отшельники) в желтых и оранжевых одеждах. Садху - единственные в Непале, кому разрешено курить марихуану в общественных местах. Гиды предупреждают, что фотографирующиеся с туристами веселые грязные и разрисованные садху не настоящие. Настоящие живут в пещерах выше по течению Багмати, к людям они не выходят. Впрочем, некоторые святые живут и в башенках на доступной для туристов территории. Например, прославившийся на весь мир Милхи-баба, святой старец, питающийся только молоком. Он сидит на открытой площадке, а над ним висит табличка на английском языке: «Здесь сидит великий святой Милхи-баба» с краткой биографией. Мы со Стеллой-младшей видели и странного старца, который уже не первый год каждое утро приходит в Пашупатинанх, целый день читает священную книгу вслух, поет, трещит трещотками и машет руками. Вечером закрывает книгу и уходит, чтобы вернуться на следующий день на рассвете. Никто не знает, как его зовут и откуда он

Стены одного из храмов расписала европейская художница, а еще в стенах комплекса расположен приют, организованный Матерью Терезой.

 

3.     Боднатх

Боднатх - одна из самых больших буддийских ступ в мире, занесена в список ЮНЕСКО, считается главным центром тибетского буддизма в Непале. Построена в 6 веке, обросла десятками монастырей всех школ и направлений вокруг, а также гостиницами, ресторанами, магазинами, салонами красоты и прочей инфраструктурой для толп туристов и паломников. Когда-то здесь пролегал паломнический путь из Тибета в Индию. Европейцы легко могут узнать Боднатх по фильму "Маленький Будда" Бертолуччи – она там отлично показана в центральных сценах

 

Вокруг ступы более сотни молитвенных барабанов - тех самых, которые надо вращать, обходя вокруг и напевая мантру. А еще ступа украшена разноцветными флажками, напоминающими о конях ветра. В тибетской культуре символом жизненной силы является конь, несущий на спине драгоценность. Конь ветра считается защитной силой человека. Флажки с изображением коня ветра вывешиваются как можно выше – например, на крышах домов. Тибетцы верят, что если конь ветра высоко, то человек будет иметь успех, здоровье, богатство и счастье.

 

4.     Сваямбхунанх

Храмовый комплекс Сваямбхунатх, имеет "туристическое" название Monkey temple, под которым его прекрасно знают таксисты. Считается самым священным местом долины Катманду. Подсчитано, что прочитанные именно здесь мантры качественнее прочитанных в любом другом месте мантр ровно в 13 миллионов раз. Соответственно, поток паломников течет по 365 крутым ступеням на стометровый холм практически непрерывно даже не в сезон. А местные жители на каждой ступени заняты творчеством и предлагают купить уникальные изделия  - вышивка, резьба по дереву, резьба по камню, причем вышиванием могут заниматься крепкие мужчины, а резьбой по камню хрупкие девушки. Никакой дискриминации.

В хорошую погоду с вершины холма можно увидеть Гималаи, в плохую - просто красивые пейзажи и Катманду, как на ладони.

 

Весь комплекс монастырей действующий. Возраст главной ступы - около 2000 лет, на ней изображены всевидящие глаза Будды. Вокруг ступы маленькие ступы-чортены, они частично буддистские, частично тибетские, частично индуистские.

В стену встроены частные часовенки с именами жертвователей, пестрые семейные статуи и изразцы. Когда мы обходили холм по подножию, то с противоположной от главной лестницы стороны обнаружили потрясающие статуи Будды с отцом и матерью. Еще вокруг всего холма расположены молитвенные колеса. На внешней стороне написана мантра «Ом Мани Падме Хум», внутри она же, написанная на бумаге много-много раз. Каждое вращение равно произнесению всех написанных мантр. Надо обходить территорию по часовой стрелке, вращая каждое колесо – не забудьте о повышенной в 13 миллионов раз эффективности этих молитв.

 

Обезьян, как очевидно из названия комплекса, здесь хватает. Они, конечно же, священные, но не такие наглые, как, например, на Бали, одежду-обувь с туристов на ходу не срывают. Охотно разрешают себя фотографировать и, в целом заняты собственной жизнью.

 

 

5.     Лалитпур и Бхатакпур

Катманду, Лалитпур и Бхатакпур настолько тесно связаны культурно, что внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как один объект охраны. В каждом из этих городов есть площадь Дурбар, застроенная по общему плану, королевский дворец и набор главных храмов. Все три города расположены так близко друг к другу, что уже практически слились воедино.

 

Лалитпур, он же Патан – второй по численности населения город в Непале, а тысячу лет назад он был одним из самых больших в мире. Патан исторически - центр искусства, ювелирного дела, промыслов, современное название «Лалитпур» так и переводится – «город красоты». Концентрация достопримечательностей зашкаливает даже для долины Катманду (первая в мире по количеству прекрасного на единицу площади) - 1200 памятников в пределах небольшого старого города (за день его можно обойти пешком). Все это 9-19 века застройки, что-то пострадало при землетрясении, а что-то сохранилось в целости.

 

Еще одна из достопримечательностей Патана - единственный в Непале зоопарк. На самом деле зоопарк весьма и весьма небольшой по размерам и по территории, животных немного, и они все местные, но зайти на час-другой посмотреть слонов-тигров-черепах вполне можно.

 

Бхактапур - третий из важных городов долины Катманду, тоже королевский, тоже когда-то столица (два других - Патан и сам Катманду). Находится в 15 км от Катманду,  переводится, как "город верующих". Удивительно монолитный в религиозном плане город – с давних времен и до наших дней почти 90% населения исповедуют индуизм. Бхактапур готов показать туристам 170 с лишним дворцов, резные дома, огромное количество храмов и, конечно, площадь Дурбар с традиционным королевским дворцом (музей искусств), положенным набором пагод и даже с самым высоким храмом долины Катманду. Этот самый храм богини-матери Дурги выстоял в 20 веке при землетрясении более 8 баллов!

 

В Катманду, Патане и Бхактапуре даже крупные храмы и монастыри расположены нестандартно для европейца - в тесных улочках есть узкие проходы, ведущие к культовым местам. У самых значимых объектов есть вывески со стрелочками на соседних зданиях, более мелкие найти трудно даже с картой.

 

Сад мечты

Garden of Dreams - чудесный парк отдыха в районе Тамель в Катманду, туда удобно зайти после экскурсии в королевский дворец или шоппинга в многочисленных магазинчиках Тамеля. Почти семь гектаров клумб, красиво постриженных кустарников, скульптур, беседок, фонтанчиков, прудиков и прочих радующих глаз мелочей. Посетителям разрешено отдыхать на лавочках или прямо на траве, входной билет стоит около 2 долларов. Здесь же можно зайти в роскошный и очень дорогой ресторан,  где чашка кофе равна по стоимости целому ужину в любом другом заведении Катманду

 

Что разрешено туристам, но запрещено королям

В 10 километрах от Катманду расположен храмовый комплекс Буданилкантха. Он посвящен Нараяну – образу лежащего в пруде Вишну. Начиная с 12 века, многочисленные паломники стали приезжать сюда, но посмотреть на священный образ разрешается не всем, а только тем, в ком нет королевской крови. Король Непала – воплощение Вишну, поэтому королям традиционно запрещено смотреть на образ Нараяна в пруду.

 

Читать о других путешествиях Стеллы

 

Помимо поговорки "от сумы и от тюрьмы не зарекайся", обнаружить в менталитете русского народа какую-то особенную тягу к уголовной жизни мне пока не удалось. Исключая, конечно, последние годы, когда тюремную субкультуру старательно пытаются выдать за норму, постепенно продвигая через СМИ всех мастей.


Рыба, как известно, тухнет с головы: впереди всех - официальные телеканалы. Именно благодаря им мы ежедневно наслаждаемся свежими новостями, поданными в бандитском стиле. Одна из федеральных газет предлагает читателям рубрику "Хроники беспредела". Другая творчески подходит к заголовкам: "Банк кинул вкладчиков", "Мафия наехала на компанию" и даже "Как чиновники отмывают деньги". Неудивительно, что следом в разного рода передачах и герои, и эксперты, и даже ведущие смело употребляют целый набор тюремных понятий – "наезд", "крыша", "стрелка", "менты", "базар" (в значении "спор"), "западло".

Впрочем, многого ли можно требовать от наших СМИ, если широкая общественность целую неделю упоенно обсуждала по блогам и форумам смерть известного криминального авторитета. ГИБДД даже пообещало, что не будет перекрывать движение в городе, несмотря на важность события. Спасибо большое. Люди сокрушались, что авторитеты, съехавшиеся на похороны со всех концов страны, запретили пускать журналистов, и бедолагам пришлось стоять у ворот кладбища. Потом выяснилось, что отдельным папарацци удалось как-то пробиться через охрану, и фотографии нескольких сотен прощающихся появились буквально везде.
 
По ходу дела репортеры объяснили смысл различных уголовных ритуалов перехода в мире иной. Подробно рассказали об огромном кресте, которым вору предстоит отбиваться на том свете от мелких бесов, и о колоде крапленых карт, которыми покойник станет играть с дьяволом на свою душу. И даже о пачке денег, чтобы вор… мог откупиться ими от Божьего суда. Очень полезная, конечно, информация, особенно для подрастающего поколения.

Ах, да, о подрастающем поколении. Не так давно я зашла к приятельнице в гости и застала всю ее семью от двухлетней дочки до восьмидесятилетней бабушки перед телевизором
 - Ты пока присаживайся, мы сейчас досмотрим, тут еще двадцать минут осталось, - сказал кто-то, не отрывая взгляд от экрана.

Небольшое отступление – телевизора у меня нет последние лет десять, поэтому я совершенно не в курсе теленовинок, но разворачивающееся действие быстро меня увлекло.

Уже через десять минут я искренне восхищалась создателями передачи. Сделать шоу о повседневной жизни обычной тюремной камеры, так тонко скопировав манеру уголовников общаться между собой, жесты, повадки, даже походку! Просто удивительно, ведь в фильмах и сериалах последних двадцати лет тюрьмы обычно выглядели совершенно неправдоподобно, а актеры в роли воров-убийц смотрелись скорее потешно, нежели реально. Может, это настоящие заключенные и настоящая тюрьма?

Через пятнадцать минут я вдруг сообразила, что нигде в российских СИЗО женщин и мужчин не содержат в одной камере, к тому же мимоходом прозвучали слова про "выйти в город". Но, пока я размышляла, в каком же регионе мог быть реализован такой странный эксперимент и с какой целью его показывают в прайм-тайм, на экране возникла заставка. И я с ужасом поняла: это вовсе не сюжет из жизни уголовников, это знаменитая передача о том, как молодежь строит дом и отношения! И бандитские правила подаются как нормальный быт нормальных людей!

Приятельнице я, конечно, ничего не сказала – как проводить семейные вечера и что показывать дочери, это ее личное дело. Но общаться теперь стараюсь пореже, поскольку в уголовных порядках не разбираюсь, и чего от нее ожидать в ответ на свои действия, не знаю. Предпочитаю людей с понятными мне и более адекватными социуму моральными ценностями.

Сколько таких людей останется, когда вырастет поколение, с пеленок впитывающее уголовную "феню" и бандитские замашки, боюсь представить. Сама я родилась в обычной советской семье, мама с папой - инженеры, бабушка - врач, дедушка - агроном. Когда в подростковом возрасте впервые услышала одну из известных блатных песен, то не поняла больше половины. А когда мне объяснили значение незнакомых терминов, то долго смеялась – я сочла ее прекрасной пародией на попытки смешать пафос с пошлостью, этакое "французское с нижегородским".

Уже много лет спустя, увидев, что вполне приличные на вид компании грустят и даже роняют слезинки от слов "когда, по маляве придя на свиданье, я розы тебе подарил", я запоздало пришла в шок. Рассказала о своем открытии знакомой и услышала от ее четырнадцатилетней дочери Лены, что я просто была отсталой. Лена уже понимает значение слова "малява", и ей вовсе не кажется чем-то из ряда вон выходящим фраза "в нашей Твери нету таких даже среди шкур центровых". Возможно, когда четырнадцать исполнится моей дочери, она будет слышать подобного рода "комплименты" от одноклассников и считать их галантными. А памятник автору этого поэтического шедевра - нормальным: Пушкину же поставили,почему бы и певцу блатной романтики не поставить.

Несколько лет назад везде и всюду шли горячие дискуссии вокруг наболевшей идеи запретить водителям маршруток слушать блатные песни. О свободе несчастных тружеников баранки, которые лишатся последнего удовольствия, переживали многие. И доказывали, что никакого вреда для детей от "Владимирского централа" или "Голуби летят над нашей зоной" быть не может, а шансон – это тоже искусство. К счастью, в руководстве компаний и в местных органах власти оказались люди "отсталые", и во многих регионах уголовщину запретили наравне с курением. Страдальцам-водителям, не способным прожить без авторской песни, предложили взамен тюремных куплетов Высоцкого и Розенбаума.

В известной статье академика Лихачева об уголовном жаргоне говорится, что предназначение "фени" сугубо практическое – она "должна изобличать в воре "своего", доказывать его полную принадлежность воровскому миру наряду с другими признаками, которыми вор всячески старается выделиться в окружающей его среде. И подчеркнуть свое воровское достоинство. Это манера носить кепку, надвигая ее на глаза, модные в воровской среде одежда, походка, жестикуляция. "Не понять какого-либо воровского выражения или употребить его неправильно – позорно".

Именно этого "позора" я желаю своим детям и внукам – чтобы они не понимали воровских выражений и не употребляли их правильно. Пусть никогда бандиты не признают в них "своих". И пусть голуби летят исключительно над зонами любителей уголовной романтики. 

Читать другие колонки Стеллы

После нашумевшей книги «Есть, молиться, любить» и не менее нашумевшего фильма по ней, Индонезия с ее 17 000 островов в массовом представлении свернулась до единственного острова Бали, а Бали, в свою очередь, съежился до закатов, серфинга и медитаций. Конечно, Бали – одна из жемчужин архипелага, и, конечно, в спокойствии и высоких волнах ему не отказать, но сколько же невероятных достопримечательностей таятся за ширмой пляжного отдыха.

Все-таки молиться

Балийцы — люди более, чем религиозные, на крошечном острове двадцать с лишним тысяч действующих храмов (по некоторым подсчетам даже 2000). И это при полном отсутствии единой церкви, как организации, то есть, каждый храм и его служители целиком и полностью зависят от подношений прихожан. Помимо общественных храмов каждый житель острова имеет домашнее святилище (размер и пышность зависят от достатка хозяина) и микро-храм для подношений в каждой комнате дома. Но и это еще не все! Утро балийцы начинают с того, что собирают небольшие подарки богам — обычно это цветы на пальмовых листьях — и выставляют на улицу. Сначала они проделывают ритуал дома – а следом на работе. Банковские клерки, продавцы разнообразных магазинов, официанты и повара, служащие турфирм и все-все-все, прежде, чем приступить к выполнению непосредственных обязанностей, сворачивают листья в коробочки, украшают цветами, посыпают рисом и ставят у входной двери. К полудню улицы обильно устланы рассыпанными и раздавленными ногами и колесами подношениями – но боги уже довольны. И не только добрые силы, но и злые – им ведь тоже делают дары на равных основаниях – обделить нельзя никого.

Какая же религия на острове?  Исчерпывающего ответа на этот вопрос пока еще никто из теологов не нашел. Формально считается, что Бали — островок индуизма в мусульманском архипелаге, но на самом деле пантеон балийцев гораздо шире. Он включает в себя не только индуистских богов, но и китайских, и бога Солнца зороастрийцев, и элементы буддизма, и анимизм, и культ предков, и почитание духов. А еще на Бали много колдунов и магов, вот только к тем, которые считаются настоящими, туристов, увы, никто не повезет. При всей приветливости и дружелюбности, в вопросах религии островитяне люди скрытные. Гиды не включают в экскурсии наиболее почитаемые храмы, в остальных «чужим» не разрешен вход в священные внутренние дворы.

 

Топ-5 храмов Бали

1.      Бесаких, Мать Храмов - главный храм острова, а точнее, храмовый ансамбль из двух десятков храмов, башен, тронов, амбаров и даже площадок для петушиных боев. Общая протяженность - три километра. Бесаких был построен более 1000 лет назад на священной горе Агунг. Храм пустует большую часть времени, в нем отдыхают боги, а верующие могут появляться с дарами лишь в религиозные праздники. Туристов, чтобы не мешали отдыхать богам, стараются и вовсе не пускать дальше первого двора

2.      Самый узнаваемый храм Бали, изображенный буквально на всех открытках и путеводителях — Танах Лот, Водный Храм Земли. По легенде он был построен в 16 веке святым по имени Нирартха. Нирартха выбрал это место для проповедей, но местный жрец не потерпел конкурента и велел чужаку убираться. Святой выполнил приказ своеобразно - «отъехал» в море вместе со скалой, на которой молился. Там и был возведен храм Танах Лот, который удастся посетить только во время отлива. Внутрь самого храма туристов стараются не пускать, но разрешают погулять по перешейку и попить воды из святого пресного источника. Говорят, на скале регулярно видят священных змей, в которых превратился когда-то шарф Нирартхи, но лично мне змеи не попались.

3.      Рядом с храмом Танах Лот находится храм Бату Болонг, название переводится, как «Храм с дыркой в камне". Цепочка подобных храмов тянется вдоль всего океанского побережья, защищая Бали от демонов, которые живут в море. Рядом с храмом есть специальные скамьи для созерцания заката над Храмом Танах Лот, там же лучшие на острове места для серфинга.

4.      Один из девяти главных и наиболее почитаемых храмов всей Индонезии возведен еще в 11 веке — это Гоа Лавах, что переводится, как «пещера летучих мышей». Да-да, храм посвящен священным зверушкам, которые тысячами населяют пещеру, периодически вылетая к верующим. К сожалению, в саму пещеру иностранцев не пускают, и нельзя проверить легенду, что подземный ход из Гоа Лавах ведет прямо к действующему вулкану. Кстати, пляжи напротив храма покрыты мелким черным песком, оставшимся от последнего извержения.

5.      Храм Улувату, стоящий на вершине высокого утеса, известен среди туристов, как храм обезьян. Улувату, как и Гоа Лавах, построен в 11 веке, и если верить легенде, то сделан он из обломков корабля бога морей. Когда-то именно здесь достиг просветления святой Нирартха, но в наше время повторить его успех не получится. Священные обезьяны, прекрасно понимающие свой высокий статус, встречают туристов у входа – и буквально раздевают и разувают на ходу. Многие прощаются с сумками, фотоаппаратами и телефонами, с пуговицами и декором на одежде, с очками, заколками, шляпками и даже со шлепанцами. Тем не менее терпеть выходки зарвавшихся животных стоит хотя бы ради танца Кечак, посвященного древней истории о Раме и Сите из "Махабхараты". Влюбленные супруги стали прототипами сказки «Руслан и Людмила» Пушкина, их фигурки продаются в каждой лавке Бали «на семейное счастье». Рама почитается, как величайший из мужей, Сита — олицетворение идеальной женщины. Храмовый танец рассказывает, как Ситу коварно похитил демон Равана, а Рама и его братья с помощью царя обезьян Ханумана освободили красавицу. Танцуют кечак на закате под аккомпанемент барабанов — исключительно молодые, прекрасно сложенные мужчины. Вот только заканчивают они историю хеппи-эндом о воссоединении супругов, а на самом деле все было не так. Рама усомнился в невинности жены после пленения злым ракшасом, и чтобы доказать свою чистоту, Сита вошла в огонь. Огонь не причинил целомудренной Сите вреда, и на какое-то время идиллия была восстановлена — но ненадолго. Когда Сита забеременела, Рама услышал на улице, что люди по-прежнему не верят в ее добродетель — и отослал жену в лесную хижину. Спустя много лет, увидев взрослых сыновей-близнецов, Рама снова вернул Ситу во дворец, но при всех придворных потребовал новых доказательств тогдашней супружеской верности. Сита не выдержала, и в отчаянии попросила Мать-Землю о помощи. Земля разверзлась — и Рама навсегда лишился жены.

 

 

Убуд – сердце Бали

Город Убуд, который на самом деле не совсем город, а 14 расположенных рядом деревень, в путеводителях поэтично называют культурным и духовным сердцем Бали. Именно здесь, кстати, и снимался фильм «Есть, молиться, любить». Атмосферу Убуда можно смело считать отдельной достопримечательностью: балийцы почитают это место между горами, как священное, мастерские художников и ремесленников расположены практически в каждом из домов, а концентрация музеев поражает воображение. В Убуде делают уникальные вещи из бамбука, серебра, золота, глины, здесь представлены национальная резьба по дереву и камню, батик, ковка – практически все промыслы и ремесла, которые турист может вообразить. А слава Убуда, как культурного центра – заслуга вовсе не кого-то из местных жителей, а немецкого художника Вальтера Шписа. Приехав на остров в 20-х годах прошлого века, он принялся активно меценатствовать, поддерживая таланты. Благодаря грамотному пиару уже в 30-е Убуд считался одним из самых богемных городов в мире. Сюда съезжались звезды Голливуда и светские львицы, художники и скульпторы, музыканты и певцы. И до сих пор количество роскошных вилл и престижных отелей растет с каждым годом.

Топ-5: ради чего приезжать в Убуд

1.      Насладиться искусством

Закономерно, что художественных музеев в Убуде несколько – и все они основаны европейцами. Работы того самого Вальтера Шписа (а точнее, их копии) можно посмотреть в музее искусств Агунг Рай – и там же представлены еще три сотни картин западных и местных художников. Впрочем, Агунг Рай получил статус лучшего в городе музея не за статичную экспозицию, а за интерактивные мероприятия. Здесь практически каждый день проходят театральные представления, мастер-классы, инсталляции, временные выставки и даже танцы. http://www.armabali.com/museum/.

Чтобы увидеть традиционную балийскую живопись и резьбу по дереву, можно отправиться в музей Пури Лукисан http://museumpurilukisan.com/. В музее Нека в дополнении к картинам есть большая галерея церемониальных кинжалов http://www.museumneka.com/ . А самое интересное здание занимает музей Дон Антонио Бланко, испанского художника, женившегося на балийской танцовщице и прославившегося портретами обнаженных танцоров острова - http://blancomuseum.com/

 

2.      Освоить одно из ремесел

В большинстве мастерских Убуда вы можете не только купить готовые изделия и понаблюдать за процессом изготовления, но и самостоятельно создать шедевр. Например, сделать из серебра кулон, кольцо, браслет или серьги. Расписать ткань в технике батик. Сплести ткань из бамбукового волокна. Написать картину в традиционном стиле. Научиться балийским танцам. Что удобно – большинство мастер-классов предполагают бесплатную доставку желающих из отеля и обратно. Школы керамики принимают детей от 4 лет, а ювелирные мастерские охотно работают с подростками.

 

3.      Увидеть танцевально-музыкальные шоу

Танцы и музыкальные шоу – тоже часть традиционной культуры острова, и большинство из них входят в многочисленные религиозные церемонии. Помимо самого известного мужского танца Кечак, в Убуде можно оценить танец с кинжалами Баронг, посвященный битве добра и зла, а также танец Легонг, в котором главная роль принадлежит девочке 8-12 лет. Исполнительниц танца Легонг уважают и почитают, и замуж эти танцовщицы выходят за самых знатных и богатых балийцев.

 

4.      Искупаться в священном месте

Пура Тирта Эмпул, он же Храм Священной Воды – самый священный источник на острове. Его источники питают бассейны и фонтаны, причем каждый фонтан имеет собственное назначение – один помогает от сглаза, другой очищает душу, третий защищает от зла, четвертый дарит позитивный настрой, еще несколько врачуют разные болезни.

 

5.      Посмотреть на белых цапель

Каждый вечер в деревню Петулу прилетают тысячи белых цапель и рассаживаются на деревьях у дороги. В Петулу на рисовых террасах есть несколько ресторанов, из которых открывается прекрасный вид на грациозных птиц. Кстати, рисовые террасы с их красивыми склонами – отдельная достопримечательность острова, и лучшие пейзажные террасы расположены как раз в Убуде. Чтобы сделать самые яркие фотографии, можно пройти по Гребню Кампухан. Это популярный пеший маршрут примерно в 10 километров, доступный даже детям

 

Дворцы, сады и горы

Помимо Королевского дворца в Убуде в экскурсионную программу следует включить хотя бы еще два дворца — Королевский водный парк и Дворец на воде. Королевский водный парк — это летняя резиденция последнего короля острова, построенная в 20 веке. Статуи, фонтаны, декоративные пруды, камни, по которым можно гулять и кормить огромным красных карпов. Карпы, кстати, тоже священные.

Дворец на воде предназначался для встреч короля с официальными лицами и приема делегаций, в нем сохранился не только сам дворец, но и видовые павильоны, беседки, комплекс прудов и фонтанов.

 

Кроме того, что сотворил человек, на Бали можно посвятить не один день осмотру шедевров природы. Например, горы Батур, на которой традиционно встречают рассвет туристы, не побоявшиеся совершить ночное восхождение. Батур – это не просто гора, а действующий и весьма активный вулкан – до десяти извержений в столетие. Последнее извержение в 1960-х унесло две тысячи жизней

Для тех, кому не по силам взойти на горы Батур и Агунг, но хочется насладиться пейзажами, предлагаются панорамные рестораны на склонах. Из них отлично видно обе вершины и священное озеро между ними.

 

Есть на Бали несколько водопадов, например 40-метровый водопад Гит-Гит. До него придется добираться пешком — около 2 километров вниз по узкой и крутой тропинке, петляющей в лесу. По дороге вы увидите необычную достопримечательность — одинокий домик прямо у тропы. В нем живет пара бодрых стариков, не пожелавших отселяться к детям и внукам в ближайшую деревню, расположенную в нескольких километрах. Пожилая чета часто пьет чай на веранде и с улыбками приветствует проходящих мимо туристов.

 

Молиться, любить – а поесть?

Найти на туристическом острове Бали кухню, не адаптированную под европейский вкус и заведение без меню на английском языке, очень сложно. Поэтому поступите, как большинство туристов – отправляйтесь ужинать в Джимбаран, где самые вкусные морепродукты. Только что выловленные крабы, королевские креветки и рыба продаются на вес и тут же жарятся на гриле. Нарядные столики с белыми скатертями и свечами расставлены вдоль пляжа почти у кромки воды, музыканты играют романтичные мелодии и пары танцуют в лучах уходящего солнца. Вот это уже действительно, как в кино.

Опубликовано в журнале "Город женщин", январь 2016

 

Читать о других путешествиях Стеллы

 

Книга Стеллы Чирковой бесплатно

Заказать бесплатную книгу, получать новые статьи и информацию о курсах и семинарах

Прайс-лист

ВНИМАНИЕ! Полный список моих курсов и вебинаров с ценами вы можете посмотреть НА ЭТОЙ СТРАНИЦЕ

 

ПОЛИТИКА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ

 

 

 

Отзывы

Отзывы на курс "Как сохранить любовь на долгие годы"

Елена Кузнецова
Курс понравился, он оказался очень полезным для меня. Он помог мне все разложить по полочкам, упорядочить некоторые вещи. Из моря информации, которую я загрузила в свою голову, как из пазликов сложилась определенная картинка, которой мне очень не хватало. Я поняла, что очень важно сначала разобраться, зачем же именно мне нужен брак, избавиться от кактусов именно в своей голове и вступать в отношения из изобилия, а не из страха одиночества и чувства недостаточности. Только работая над собой и не пытаясь никого переделать, можно получить нужный именно тебе результат и притянуть в свою жизнь достойного мужчину, и стать для него по-настоящему желанной и любимой женщиной. Спасибо, Стелла, за курс!

Читать больше отзывов