Мьянма известна европейцам как Бирма. Местные жители не любят это название, данное захватчиками, зато мы сразу вспоминаем о священных бирманских кошках и о знаменитых золотых пагодах. А золото и драгоценные камни Бирмы-Мьянмы хотя и были в значительных количествах разграблены и вывезены колонизаторами, все еще поражают воображение. Как и несколько тысяч старинных пагод одного только небольшого городка Багана – впрочем, до городка Багана нужно еще добраться.

 

Туристы попадают в Мьянму двумя основными путями. Большинство посещают в этой стране один-единственный город Тачилейк, расположенный на границе с Таиландом. Секрет народной любви к довольному богатому центру одноименной провинции прост – визу на световой день приветливые пограничники ставят во все паспорта в порядке живой очереди. Вы ступаете на мост еще на территории Таиланда, а сходите с моста уже на территории Мьянмы. Увлекательность приключения «две страны за несколько часов» сглаживает тот факт, что смотреть в Тачилейке практически нечего. Пагода Шведагон – маленькая копия знаменитого Шведагона в Янгоне (Рангуне). Несколько небольших пестрых храмов. Рынок. Список интересных мест заканчивается на втором часу пешеходной прогулки.

 

Второй путь в Мьянму подразумевает получение визы заранее и в посольстве, и он лежит через Янгон, бывшую столицу. Сейчас столица Мьянмы – город Нейпьидо, куда все административные и прочие функции переезжали в 2005 году в специально выбранное астрологами время. Для жителей Мьянмы подобного рода перемены вполне привычны, они пугают только туристов. Я, например, прилетая в 2010 году в страну под названием Союз Мьянма, не ожидала, что улетать я буду уже из страны с названием Республика Союз Мьянма, и даже герб и флаг станут принципиально новыми прямо у меня на глазах.

 

С дорогами в Мьянме, как бы ее не переименовывали, дела обстоят не лучшим образом, удобного железнодорожного сообщения или привычных для Азии комфортных междугородных автобусов можете не ждать. Автомобили в Мьянме - отдельная тема, по дорогам ездят антикварные развалюхи всех форм и разновидностей. В маршрутки с открытыми кузовами люди набиваются стоя, а сбоку на запятках на манер лакеев едут контролеры. Движение левостороннее, светофоров мало, брать машину напрокат опасно, поскольку многие поворачивают наугад, не утруждая себя правилами. Проще всего перемещаться из города в город крошечными самолетами местных авиалиний – дешево и быстро.

 

Стандартный туристический маршрут, позволяющий увидеть самое интересное, един во всех путеводителях: Янгон-Баган-Мандалай-озеро Инле. Если у вас есть две-три недели, то основное вы успеете.

Янгон – обязательная программа

 

Янгон, который раньше носил название Рангун (а еще раньше Дагон), хоть и перестал быть столицей, но остался промышленным, туристическим и культурным центром страны. А еще самым населенным городом Мьянмы – здесь живут примерно 6 миллионов человек. И именно здесь сохранилось больше колониальных домов, чем где-либо в Юго-восточной Азии. В центре города небоскребы соседствуют с хижинами, европейскую еду продают рядом с жареной саранчой, возле пруда с карпами туристам предлагают специальные булки покормить рыбу, а в чистых просторных парках вечерами выступают целые оркестры. На каждом углу хироманты предлагают узнать судьбу по линиям руки – и на каждом же углу продают бетель, легкое наркотическое вещество, которое почти непрерывно жуют местные жители.

 

Лифт в Шведагон

 

Символ Мьянмы, одна из самых больших и святых пагод в мире – Шведагон – видна практически из любой точки города. Она расположена на высоком холме, паломники долго поднимаются к ней по десяткам ступеней, туристы предпочитают специальный лифт. Высота ступы (то есть, закрытого купола) почти 100 метров, внутри хранятся реликвии трех Будд, в том числе 8 волос Будды Гаутамы, которые он некогда вручил янгонским купцам. На куполе – корона, инкрустированная пятью тысячами бриллиантов и двумя тысячами рубинов, на вершине огромный алмаз в 76 каратов. Рассмотреть эту россыпь драгоценных камней можно в специальный телескоп.

 

По легенде возраст Шведагона более 2500 лет, а по мнению ученых первую из пагод на холме возвели в 6 веке. Да, помимо основной обшитой золотыми листами ступы вы увидите целый комплекс пагод, павильонов, галерей, лестниц и мини-храмов для поклонений святым и духам. Мьянмский буддизм органично вмещает в себя и культы духов и астрологические ритуалы. Например, у подножия ступы находятся восемь алтарей, посвященных восьми дням местной недели – в день своего рождения следует делать небольшое подношение. Если же вы посетили Шведагон в какой-то другой день, то просто положите на алтарь цветы и полейте водой фигурку «своего» животного.

 

На мой вкус, самое интересное в Шведагоне – это не золото и не драгоценные камни, не алтари и не пагоды и даже не священное дерево Бо у входа (потомок того самого дерева, под которым Будда достиг просветления). Самое интересное – атмосфера. На мраморных плитах Шведагона рядом сидят монахи, застывшие в молитве и влюбленные пары, держащиеся за руки. Семьи с многочисленными детьми и колоритными старухами едят прямо на ступеньках павильонов. Дети бегают и смеются, поливают из ковшей фигурки животных, считают ковши, ошибаются, смеются, начинают сначала. Все желающие звонят в колокола на счастье. Несут цветы статуям Будды. Застывают в поклоне у изваяний, жгут ароматические палочки. Фотографируют и фотографируются на фоне ступ и колонн. Дотрагиваются до статуй и картин, касаются древнего дерева. Лежат на ковриках или прямо на прогревшихся за день плитах. Ловят кузнечиков. Разговаривают. Что-то напевают. Несут сумки, термосы, коробочки со сладостями, камеры, младенцев, кошек. Улыбаются друг другу и туристам.

 

Лежащий Будда

 

Путеводители говорят о Чаутаджи, что эта статуя - самый большой Лежащий Будда в мире - 55 метров в длину и 15 в высоту. Когда-то во время очередной войны завоеватели разрушили весь город, но не тронули прекрасного юношу. Ему больше тысячи лет, и он изображен в миг земной смерти – то есть, пребывает в Нирване

 

Стены павильона покрыты необычной росписью – фамилиями жертвователей из разных стран мира. Заплатив 100 долларов, вы получаете право навсегда оставить свой след там, где лежит удивительный Будда. К сожалению, надписей на русском пока мало, но вовсе не потому, что наши туристы самые жадные – просто наших туристов в общем потоке ничтожная доля.

 

 

Национальный музей

 

На четырех этажах национального музея расположены несколько отлично структурированных экспозиций, посвященных истории, культуре, искусству, языку страны от древних времен до наших дней. Вы увидите статуи, которым не одна тысяча лет, шедевры ювелирного искусства, невероятную резьбу по дереву, барельефы, вышивку, национальные костюмы, музыкальные инструменты, традиционную и современную живопись, троны разных династий, королевскую мебель, посуду, в общем, перечислять можно долго. К сожалению, фотографировать в музее запрещено.

Королевский корабль

 

Практически во всех городах мира туристам предлагаются ужин и некая национальная шоу-программа разной степени приличности. В Янгоне выбор подобных развлечений невелик – единственный ресторан Каравейк, воссоздающий древний королевский корабль – пестрый, яркий, освещающий огнями ночное озеро в парке. Танцевально-музыкальная программа рассчитана на 2,5 часа, и вовсе не обязательно понимать по-мьянмски, чтобы улавливать события на сцене. В основном, это бытовые сцены – знакомство, флирт, свадьба, семейные ссоры, работа в поле, ловля рыбы – типичные сюжеты крестьянских танцев и песен. Костюмы потрясают своей роскошью, особенно женские – все с длинными шлейфами.

 

Баган – обязательная программа

В 11 веке Баган стал культурным и религиозным центром страны, в нем тогда проживали 300 000 человек. В период двухвекового расцвета в Багане были воздвигнуты около 10 000 пагод с подземными галереями, уникальными фресками, золотыми статуями, дорогим убранством. К концу 13 века Баган был разрушен завоевателями, пагоды остались без присмотра и постепенно разрушаются. До наших дней сохранились примерно 2000, и те в большинстве своем, давно нуждаются в реставрации.

Пагоды Багана

Чтобы увидеть все сохранившиеся храмы, стоит подняться над Баганом на воздушном шаре – это одна из самых популярных экскурсий. А еще в каждом отеле желающим выдают карту так называемых «рассветных и закатных» пагод – с их вершин можно наблюдать, как встает или заходит солнце. Происходит это почти моментально – вот солнце еще высоко на небе, а вот мой муж отвлекся на минуту ответить какому-то голландцу – и я одна увидела, как солнце буквально скатилось по вершинам ступ на землю.
Три наиболее посещаемые пагоды Багана – это:
- Швезигон, самая святая пагода, хранящая зуб Будды, покрытая золотом,
- Ананда, самая древняя из сохранившихся
- Тхат Бит Ю, самая высокая (примерно, как семнадцатиэтажный дом)
Все пагоды совершенно разные, как будто находятся в разных городах и странах - от пышного гордого великолепия к тихому скромному покою, от золотого сияния к каменным кружевам, от асфальтированных дорожек к узким подземным галереям.
В Швезигоне есть удивительная статуя Будды, которая меняет выражение лица. Когда смотришь издалека, Будда тебе улыбается, но начинаешь подходить ближе – и улыбка уходит, лицо делается хмурым.

Фабрика лаковых изделий

Фабрика работает в любимом азиатском формате «производство-музей-магазин». Технология изготовления непростая: бамбук сплетается, многократно покрывается смолой, сохнет, покрывается лаком, затем выцарапывается узор, покрывается краской, снова лак, краска, узор - и так несколько раз, иногда более десяти. В результате получаются красивая уникальная мебель, шкатулки, вазы, посуда, украшения - легкие, но при этом прочные, яркие и приятные на ощупь. Фотографировать можно только в зале с простыми изделиями, в музейной экспозиции уникальных снимать запрещено.

Рынок

Рынок Багана – невероятно колоритное место, способное удивить даже тех, кто не раз бывал на рынках Вьетнама, Таиланда и Камбоджи. Здесь на крошечной территории размещаются и стенды, и стойки, и прямо на земле лежащие товары от зелени и рыбы до одежды и обуви. Некоторые продавцы не отрывают работу от семьи - один следит за товаром, остальные вместе со стариками, кучей детей, кошками и собаками устраиваются рядом на крошечных стульчиках, устанавливают вок, готовят еду, обедают, хохочут, болтают друг с другом и с потенциальными покупателями. Покупатели не спешат, бродят по рядам, устраиваются тут же поесть и отдохнуть, их тоже сопровождают дети и иногда собаки. Бродячие собаки и кошки слоняются по рынку или спят между кувшинами и горшками. Многие продавцы, не тратя ни минуты времени, тут же кроят ткань и шьют одежду, ремонтируют обувь, нарезают салаты, чистят фрукты, перебирают овощи, нанизывают бусы. Завидев потенциального покупателя, хватают первую попавшуюся под руки вещь и бегут за ним, пытаясь показать ее с разных сторон. Местным демонстрируют на удивление разные товары, а европейцам почему-то в большинстве случаев предлагают юбки

Песчаные картины

У входа в крупные пагоды художники продают и рисуют картины из песка – конечно же, не простые, а астрологически благоприятные. Назовете знак гороскопа или день рождения – получите изображение животного-символа. Еще стоит купить на память статуэтку из благоуханного сандалового дерева – тоже на счастье и просто красиво.

Местная кухня

Мьянма – страна небогатая, поэтому еда «на каждый день» - ничего выдающегося. Сет из традиционных блюд можно попробовать в любом кафе: овощи в разных видах обработки, вареная фасоль, зелень, сушеная местная рыбка, фрукты по сезону. Плюс блюда на воке, а на воке здесь жарят все – мясо, птицу, морепродукты. Популярны огромные уличные машины, выжимающие сок из помело, лайма, манго, папайи, ананасов. Из экзотики – насекомые, в том числе кузнечики – это хрустящая закуска вместо чипсов или семечек.
В ресторанах китайской кухни готовят традиционную утку по-пекински и предлагают огромную чайную карту. А там, где встречается кофе, его варят по-восточному, крепким и черным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читать о других путешествиях Стеллы

 

Вебинар-интенсив "Как стать эгоистом и осчастливить этим себя и окружающих?" вам не просто полезен, а необходим, если вы:
- До сих пор испытываете стыд/вину/неприятные ощущения, когда вас называют эгоистом
- Реагируете на внешнюю критику, придирки, оскорбления и троллинг
- Считаете, что нужно быть альтруистом, как учили в детстве
- Идете на жертвы ради работы, общения, дружбы, любви
- Замечаете, что за ваш альтруизм и доброту люди не испытывают благодарности
- Помогаете другим, но не получаете ответной помощи
- Придираетесь к себе, находите у себя много недостатков, помните о целой куче своих ошибок и недоработок

Вы, конечно, встречаете людей, которых можно было бы назвать эгоистами. Тех, кто не жертвует собой ради любви и дружбы – а с ними почему-то все равно хотят дружить и строить отношения. Эти люди с юмором отмахиваются от непрошеной критики, легко признают свои недостатки – и не переживают из-за своей неидеальности. А еще они живут позитивно, не надевая розовых очков, не растекаясь в пафосных лозунгах о доброте и всеобщем благе, и им удается сохранить собственные границы, никого не обижая. Как у них получается? Вот этому я и научу на вебинаре. Никто из нас, настоящих счастливых эгоистов, любящих себя и окружающий мир, таким не родился. Нас тоже с первых лет жизни учили быть «хорошими» - отдавать всем подряд свои вещи, уважать тех, кто ничем не заслужил уважения, молчать и делать то, что не нравится и так далее. И мы все чувствовали гнев и обиду – но поступали так, как говорили взрослые. Потом мы становились подростками и начинали бунтовать. В отместку за навязанные жертвы и псевдодоброту мы вели себя эгоцентрично, совсем не интересуясь никем и ни о ком не заботясь. Ну, а потом мы, наконец, взрослели – и находили золотую середину. И вот в этой золотой середине и есть гармония. В этом состоянии мы уважаем и собственные границы, и чужие. Поступаем так, как нужно нам – и не мешаем окружающим. Помним о законах и этикете, но не позволяем собой манипулировать и вынуждать «прогибаться».

На вебинаре вы научитесь:
- Отличать детский эгоцентризм от взрослого разумного отношения к себе
- Обозначать свои границы, не оскорбляя окружающих
- Подчинять голос внутреннего критика, а не подчиняться ему
- Работать с блокирующими убеждениями, а не сдаваться на милость тараканам головного мозга
- Все-таки уважать себя, несмотря на неидеальность. 
 
Вебинар в записи, цена 85$. 

Заказать прямо сейчас
Введите, пожалуйста, своё имя и e-mail, укажите название курса, который заказываете
 
 
 

Отзывы 

 

 В энциклопедиях длинные определения, в СМИ вариации в пределах образованности авторов и редакторов, в быту каждый и вовсе вкладывает в слова «феминизм» и «шовинизм» собственные значения — иногда собеседники называют одним термином принципиально противоположные позиции.

 

Расскажу вам на простом примере, что такое «шовинизм», «феминизм» и прочие «измы». Не волнуйтесь, заумных выражений и философии не будет.

Писатель Марьяна Романова в ЖЖ однажды поделилась случаем из жизни. У Марьяниной приятельницы спонтанно наметились небольшие посиделки в загородном доме, в основном, собрались супружеские пары, не отказалась от встречи и Марьяна, никого в компании не знавшая.

Приехали все одновременно, в том числе хозяева, приехали вечером после работы, каждый привез какую-то еду, дружно выпили по аперитиву, немного поболтали. А потом хозяин дома объявил:

 

     Теперь девчонки идите на кухню, быстренько порежьте салатики, рыбку там. А я пока мужикам винный подвал покажу!

 

Удивилась только Марьяна, все остальные не заметили ничего особенного и послушно выполнили указания.

 

Это была присказка, а теперь сказка

 

Что такое шовинизм

Если вы тоже ничего особенного в процитированной фразе и манере поведения не заметили потому, что мужчина и должен после работы в гостях отдыхать, а женщине после работы в гостях нормально еще поработать — вы и есть шовинист. Или шовинистка.

 

Шовинист недоумевает, в чем вопрос, неужели бабе трудно порезать салаты. Он искренне убежден, будто готовка и сервировка стола — истинно женское предназначение, как же иначе, а на что еще тогда баба.

 

И нет для шовиниста в ситуации нечестного неравенства ... А что такого случилось нечестного и неравного? Вот попросили бы гостей унитаз починить или машину углы разгрузить, тогда мужчины бы работали, а женщины осматривали вина в подвале — это по чистой случайности хозяевам в тот день потребовалась кулинария, а не сантехника.

 

Если вы мужчина и смотрите на отношения с этой позиции, ваша эгоцентрическая логика вполне понятна. Избалованному и капризному ребенку хочется, чтобы его продолжали обслуживать, а взрослеть не хочется. Лучше настаивать на «женском предназначении» - авось, найдется та, что поверит и покормит великовозрастное дитятко

 

 

Если вы женщина и транслируете эти идеи, то, увы, ваша выгода нелогична и неясна. «Я унижалась перед мужчинами, чтобы замуж взяли, а теперь предлагают строить отношения на равных — ни за что, пусть и молодые унижаются, как я в свое время»? Зависть к тем, кому не придется ломать себя, кто сможет вступить в нормальные отношения? Это непродуктивно.

 

Нельзя жить под лозунгом «пусть следующему поколению будет так же тяжело, как предыдущему». То, что революция и война создали временный дефицит мужчин, давно в прошлом. Современные женщины не ограничены по количеству, и их желание выбрать достойного следует радостно поддерживать, а не подвергать издевкам.

Что такое феминизм

Феминизм — это распределение прав и обязанностей по-честному, а не по половому признаку. Если лично вы предпочли бы сначала дружно приготовить еду, а потом вознаградить всех в компании отдыхом и осмотром подвала — у вас феминистичное мышление.

 

Аналогично, если вы предложили бы разделить обязанности любым другим негендерным способом, например, чтобы салаты резали те, кто быстро режет, а рыбу и колбасу по тарелкам раскладывали те, кто не особенно ладит с ножом. И даже, если бы вы предложили разыграть обязанности по готовке в карты (кости) — это тоже являлось бы поступком в рамках равноправия.

 

Если вы мужчина, то честный подход к отношениям говорит о вашей адекватности. Если вы женщина, то вас могут назвать феминисткой

 

Что такое недалекость

 

Недалекостью в данном случае будет позиция «а какая разница», «ерунда не стоит обсуждения» с намеком на голодающих африканских детей, как на реальную проблему. Африканские же дети голодают во многом и потому, что там как раз до феминизма и прочих важных элементов цивилизации пока не дошли

Необразованных бессловесных женщин фактически продают из одной семьи в другую, насилуют и унижают, они не имеют никаких прав, рожают с 12-13 лет практически ежегодно, обслуживают быт своих мужей-господ — и живут, соответственно, в страхе и нищете. И дети наблюдают эту модель семьи, и повторяют ее из поколения в поколение. И средняя продолжительность жизни в той же Гане в итоге 30-32 года и для мужчин, и для женщин. А уж уровень жизни — страшно сказать...

Мы уже ушли от Ганы достаточно далеко — у нас хотя бы формально женщины могут получить образование, работать наравне с мужчинами, оставаться свободными от отношений и детей и даже голосовать на выборах. Это мы молодцы.

 

 

Теперь осталось избавиться от остатков рабского мышления — мышления, где в отношениях обязательно кто-то должен быть хозяином, а кто-то обязательно прислугой — и, может, догоним по уровню жизни ту же Швецию. Там этот уровень высок далеко неспроста. Там уже практически равноправие — не только на бумаге, но и в головах.

 

 

Режьте салатики вместе, товарищи. Дорога к счастью начинается, как известно, с крошечного шага — почему бы и не с салатиков

 

Читать другие колонки Стеллы

Есть ложь, есть наглая ложь, а есть статистика. А еще есть люди, которые выдумывают свои собственные цифры и выдают их за результаты статистических исследований - и делают это в масштабах страны. Им верят миллионы. Правда ли, что "на десять девчонок по статистике девять ребят"? Влияет ли ранняя мужская смертность на реальный "брачный рынок" и оправданы ли идеи хватать, кого попало, или встречаться с женатыми? А действительно ли в фактических браках женщины считают себя замужними, а мужчины свободными?


Всероссийская перепись населения, как и другие статистические исследования, изначально задумывается не во вред, а во благо, поскольку любая информация, доступная для анализа, помогает исправлять ошибки и улучшать жизнь.
 
Другой вопрос, как эту статистику интерпретировать. Наши "деятели" манипулируют цифрами виртуозно. Рождаются красивые поговорки и звонкие лозунги. Население уверенно повторяет штампы, услышанные по радио и прочтенные в газетах, не трудясь даже заглянуть в те цифры, на которые ссылается как на истину. Между тем в открытых источниках можно ознакомиться со многими статистическими данными и лично убедиться, что сделать из них навязываемые нам выводы при наличии разума нереально.
Главный объект для фантазий — конечно же, Всероссийская перепись населения. Ее цитируют в борьбе с феминизмом, на нее ссылаются, не найдя аргументов против легальных абортов, ее вспоминают, пытаясь укрепить семейные союзы — и почему-то всегда Всероссийская перепись становится формой лжи. Наверное, никто просто не вчитывался в данные.

Правда ли мужчин намного меньше, чем женщин, поэтому на всех не хватит?


Многие с детства выучили, что "на десять девчонок по статистике девять ребят" — и дальше, следом за шлягером, заранее переживают, как несчастные юные барышни останутся без кавалеров. Либо вооружаются глянцевыми руководствами по повышению собственной стоимости на "брачном рынке", поскольку конкуренция высока и есть риск, что подходящих кандидатов в мужья разберут более шустрые.
Более того, словами незамысловатой песенки уже который год люди оправдывают и измены, и стремление некоторых девушек влезть в чужие отношения — деваться-то некуда, холостых на всех не хватает, а демография страны в упадке, надо от кого-то рожать. Приходится разрушать, чтобы созидать — такова тяжелая доля российских женщин. Ведь разрыв в количестве постоянно растет, он уже достиг жуткой цифры в 10 млн!


А что же происходит в реальности? По данным Всероссийской переписи, разница между числом мужчин и женщин действительно очень велика, но ни на танцы, ни на "брачный рынок" она никак не влияет. И никакого отношения к демографическим проблемам не имеет. Мальчиков рождается больше, чем девочек, потом соотношение уравнивается. Как раз к наступлению того самого полового созревания — и до 30-35 лет баланс соблюден. Жуткая цифра в 10 млн достигается, в основном, за счет преобладания женщин старше 50-60 лет над мужчинами этих возрастов.


Конечно, приятного в ранней мужской смертности мало, но говорить о каких-либо проблемах в том, чтобы найти себе пару в детородном возрасте, ссылаясь на статистику — это более чем глупо. Все чадолюбивые юные леди имеют прекрасную возможность создать полноценную семью, в том числе и многодетную, со своим мужчиной, а не с чужим. Кому трава зеленее по соседскую сторону забора — это не к цифрам, а к психоаналитикам.

Сколько разводов в "настоящих" браках?

Всероссийская перепись невольно помогает исказить причину кризиса семьи и тем, кто агитирует за гражданские (зарегистрированные в органах ЗАГС) браки, а неофициальные, назову их фактическими, браки демонстративно именует "сожительством". В принципе, точка зрения вполне имеет право на жизнь: РФ пока не входит в число стран, полностью уравнявших права и обязанности супругов во всех формах брачного союза. Вот только при полном отсутствии аргументов в ход опять идет статистика — опять же как форма лжи.


Любители штампа в паспорте крайне редко ссылаются на данные Госкомстата о том, что в стране до сих пор на каждые 10 зарегистрированных браков приходится 6 разводов. Агитация за массовое посещение ЗАГСа с целью создать там "настоящие семьи" приводит к закономерным результатам: растет число регистраций — и прямо пропорционально растет число разводов. В 2008 году на 1000 человек Госкомстат насчитал 8, 3 браков — и 4, 9 разводов. Разве не повод задуматься о том, что проблема уже давно не в формальной стороне вопроса, а в умах и сердцах?
Оказывается, не повод. Сформулировать суть вопроса честно — это, во-первых, скучно, во-вторых, наводит на мысль, что за осознанием должны следовать действия, и действия куда более сложные, чем призывы устраивать очереди в ЗАГСах. Посему при любом упоминании брошенных детей, невыплаченных алиментов, одиноких родителей и демографического кризиса мы снова и снова слышим про ужасы фактических браков, от которых все зло.

Дескать, бедные несчастные женщины, от великой любви соглашаясь на компромисс, мнят себя в таких союзах замужними, а коварные счастливые мужчины, боящиеся ответственности, считают себя свободными. И, якобы, Всероссийская перепись это доказала. В стране оказалось намного больше "замужних" женщин, чем "женатых" мужчин — долой незарегистрированные браки, не позволим обмануть слабый пол!

Действительно ли разница так велика?


Что в реальности? В реальности разница между состоящими в браке женщинами и мужчинами действительно существует. Наиболее велика она в категории… "сельское население до 16 лет" — здесь перевес десятикратный. Девчонки в 10 раз чаще считают себя замужними, чем мальчишки считают себя женатыми.

Причем, цифры различаются и в графе "официальный брак" — то есть количество девочек, придумавших заветный штамп в паспорте, значительно выше, чем количество штампов реальных, либо, чем количество грезящих о штампе мальчиков. Думаю, причины тут не в ответственности, просто мальчики взрослеют позже, а девочки играют в "дочки-матери" еще с детского сада.


Пятикратный перевес в пользу романтичных девочек продолжается и в возрасте 16-18 — в селе он выше, чем в городе. К 18-19 годам разница резко уменьшается, а к 29-30 мужчины и женщины наконец-то достигают умения разобраться в отношениях. 29-45 — тот возраст, когда число женатых и замужних в мегаполисах и деревнях совпадает — как в графе "официальный брак", так и в графе "неофициальный брак".

Счастье взаимопонимания покидает женщин из сельской местности после 45 — в возрасте "баба ягодка опять" они снова становятся замужними чаще, чем их мужчины женатыми. Реабилитироваться слабому полу удается после 55. Выйдя на пенсию, мужское население всей страны вдруг обретает романтичную тягу к брачным союзам любых форм. Количество женатых мужчин сильно превышает количество замужних женщин — особенно это заметно в категории "70 и старше". Причем, дедушки видят штамп у себя в паспорте намного чаще, чем бабушки!


Если попытаться сделать из Всероссийской переписи какие-либо выводы о стремлении мужчин и женщин вступать в гражданские либо фактические браки — получится банальность. Разумные взрослые люди умеют договориться и во всех случаях правильно понимают наличие или отсутствие у них семьи, а подростки и старики склонны к романтике, розовым очкам и фантазиям. Думаю, и без статистики можно было догадаться, если бы со всех сторон ради красного словца не пытались доказать цифрами то, что из них не следует.
Кстати, забавнее всего другой момент, относящийся к той же переписи как мнимому доказательству тезиса "незарегистрированный брак — ненастоящая семья". Те, кто ратует за "традиции и духовность", с ужасом сообщают о росте разницы между замужними женщинами и женатыми мужчинами — 28 000 в 1989 году и 65 000 в 2002 году — и пророчат окончательный распад института брака. Увы, но число фантазерок в процентах от всех опрошенных, указавших свое семейное положение (таких оказалось 118 843 574) — это 0, 0547.


Пятая сотая процента жительниц РФ, согласившихся говорить на темы брака — трогательные барышни, мечтающие об алых парусах и белом платье. Пятая сотая процента грезящих принцами романтичных особ, привравших государству — смешная цифра для попыток сделать глобальные выводы обо всех женщинах страны и их семьях. У нас единовременно находится в местах заключения куда больший процент населения — разве это повод для пафосных обличений "все мы воры и бандиты"?
А тем, кто все еще борется с выдуманными "проблемами десяти девчонок на девять ребят" или с "безответственными мужчинами, выдающими сожительство за брак", могу порекомендовать обратить внимание на другие цифры. По данным разных организаций, доля много пьющих и чрезмерно много пьющих в РФ составляет уже 8-15 процентов населения. И в причинах развода 51 процент указал именно алкоголизм и наркоманию супруга. Может, пора направить энергию в нужное русло?

http://www.pravda.ru/authored/24-02-2010/1018664-chirkova-0/, 2010 год

Читать другие статьи Стеллы по теме Партнёрский брак

Книга Стеллы Чирковой бесплатно

Заказать бесплатную книгу, получать новые статьи и информацию о курсах и семинарах

Прайс-лист

ВНИМАНИЕ! Полный список моих курсов и вебинаров с ценами вы можете посмотреть НА ЭТОЙ СТРАНИЦЕ

 

ПОЛИТИКА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ

 

 

 

Отзывы

Отзывы на курс "Как сохранить любовь на долгие годы"

Елена Кузнецова
Курс понравился, он оказался очень полезным для меня. Он помог мне все разложить по полочкам, упорядочить некоторые вещи. Из моря информации, которую я загрузила в свою голову, как из пазликов сложилась определенная картинка, которой мне очень не хватало. Я поняла, что очень важно сначала разобраться, зачем же именно мне нужен брак, избавиться от кактусов именно в своей голове и вступать в отношения из изобилия, а не из страха одиночества и чувства недостаточности. Только работая над собой и не пытаясь никого переделать, можно получить нужный именно тебе результат и притянуть в свою жизнь достойного мужчину, и стать для него по-настоящему желанной и любимой женщиной. Спасибо, Стелла, за курс!

Читать больше отзывов