В мире не так уж много городов, которые целиком охраняются ЮНЕСКО, как объекты всемирного наследия. Один из них – Луангпхабанг, туристический и культурный центр Лаоса, бывшая королевская столица.

Добраться до Луангпхабанга из столицы или от границы с Таиландом не слишком просто: на самолете дорого, на ночном автобусе по крутым дорогам страшно, на медленной лодке по Меконгу скучно, на быстрой лодке опасно. Тем не менее, большая часть из 2 миллионов туристов, ежегодно посещающих Лаос, все-таки приезжает в  небольшой и тихий Луангпхабанг.

Запутанная история

Считается, что за две с лишним тысячи лет существования этот город успел сменить несколько названий и побывать столицей нескольких империй. Нынешнее имя еще в 15 веке Луангпхабанг получил благодаря уникальной статуе Золотого Будды. Будда Пхра Банг, отлитый на самом деле не из золота, а из бронзы – настоящий путешественник. Начиная с 14 века статуя странствовала про кхмерским, лаосским и сиамским провинциям, и в каждом новом месте обитания ей возводили роскошный храм. В середине 20 века с обретением независимости Будда занял почетное место в садах королевского дворца Луангпхабанга – это символ города. Ежегодно во время празднование Пимай Лао (начало нового года) статую торжественно переносят на три дня в главный храм. А копии Будды Пхра Банг так и стоят в пагодах северного Таиланда – и тоже очень почитаются верующими.

Целиком в списке ЮНЕСКО

Просто так в список всемирного наследия ЮНЕСКО целый город, а не отдельные достопримечательности, попасть не может. В центре Луангпхабанга каждое здание ценность. И речь не только о десятках монастырей и храмов 16-20 века, речь и об обычных домах. Точнее, не совсем обычных. Лаос – это бывшая французская колонии, и там до сих пор чувствуется влияние Франции: в кухне, в языке, в декоре помещений, в нарядах и украшениях. А в Луангпхабанге сохранились целые кварталы зданий колониального стиля – и они причудливо сочетаются с традиционными лаосскими жилищами. Именно поэтому в центре запрещено строительство высоток, сюда не заезжают грузовики и большие автобусы.

Кормление монахов

Так Бат – необычная старинная традиция, не имеющая аналогов в мире. Каждое утро еще до рассвета сотни монахов в оранжевых одеждах проходят по улицам города и молча принимают еду. Когда-то основную часть населения Луангпхабанга составляли монахи, обязанные кормиться подаянием – и эта традиция была жизненно необходима.
Хотя туристам разрешено принимать участие в «кормлении» и фотографировать процессию, это настоящий обряд, а не специальное шоу для иностранцев. Во всех гостиницах предлагают заказать правильно приготовленный рис, который уместно особым образом опускать в специальные горшочки. Считается, что покупать рис прямо перед церемонией у торговцев на той же улице не соответствует пафосу момента – нужно подготовиться заранее.

Королевский дворец

Лаос перестал быть королевством более 40 лет назад, и дворец в Луангпхабанге превратился в Национальный музей. В здании, построенном для последнего короля французскими архитекторами, выставлены личные вещи, картины, мебель, трон, оружие, золотые украшения, музыкальные инструменты и портреты членов династии. Отдельные выставки посвящены античным статуям Будды и подаркам от иностранных послов. Единственный минус богатой экспозиции – категорический запрет на фотографирование. Снимать можно лишь в гараже, где находится неплохая коллекция королевских машин.
В одном из зданий Дворца четыре раза в неделю выступает королевский балет. Билеты довольно дорогие, но зрелище того стоит. Национальное шоу в потрясающих костюмах, прекрасно поставленные танцы и необычная музыка.


Ваты Луангпхабанга


В городе с населением всего лишь 50 000 жителей одних только крупных и сверхзначимых монастырей более 30. Авторы путеводителей спорят, какой из храмовых комплексов самый значимый и самый красивый, а мне кажется, что обойти стоит хотя бы крупнейшие 10 – все они расположены в центре. Центр Луангпхабанга разделен на квадраты, и внутри каждого квадрата улиц находится монастырь. Многие жители не знают названий улиц, но ориентируются в адресах по названиям ватов и цвету окрестных домов.


Самый дорогой ват
Название Вата Сене переводится, как «100 000 кип», и когда-то эта потраченная на строительство сумма была грандиозной – потому ее и увековечили. Все остальное в храме вполне традиционно – красные и золотые изображения Будды и животных на стенах и большая статуя Будды внутри.

Самый рукодельный ват
Монастырь Ксиен Муанг при поддержке ЮНЕСКО превращен в большую художественную школу. Здесь обучают традиционной живописи, скульптуре и резьбе по дереву – все это необходимо для реставрации других храмов города. Туристам разрешено посещать мастерские и смотреть, как работают художники и резчики – в основном, это молодые монахи. Кстати, большинство монахов в городе весьма охотно общаются с иностранцами на английском и французском – знание языков здесь приветствуется.

Самый золотой ват
Ват Сиенгтхонг, он же Золотой монастырь – идеальный образец национальной средневековой архитектуры. Был построен в 16 веке и с тех пор находился под особой опекой королевской семьи. Одно из зданий комплекса предназначено для королевского похоронного экипажа, украшенного головой дракона. Здесь же хранятся позолоченные урны для праха и куклы, изображавшие правителей в специальных представлениях.
Для самой древней и очень редкой статуи лежащего Будды в золотом монастыре отведена Красная Часовня, не случайно названная на европейский манер. В 20 веке статую возили в Париж, чтобы показать на Всемирной выставке, и она произвела там фурор, а в родной ват вернулась лишь тридцать лет спустя.
Золотой монастырь потрясает мозаиками на стенах зданий – яркими цветами на солнце играют изображения растений, зверей и птиц. А позолоченные панели изображают весьма фривольные сцены из знаменитой «Рамаяны» - и это вовсе не сцены битв.
А еще ват Сиенгтхонг не пострадал во время полного разграбления города черными хо, поскольку лидер этого движения в юности обучался в Золотом монастыре. Правда, во время господства «черных флагов» храм работал, как штаб.

Самый главный ват
И он же самый фотографируемый для открыток и путеводителей – Ват Май. Был возведен в 18 веке в самом центре города рядом с Королевским дворцом, и с тех пор достраивался, перестраивался и ремонтировался почти непрерывно вплоть до середины 20 века. Именно здесь когда-то хранилась статуя Будды Пхра Банг, давшая название городу, а сейчас ее заменяет другой большой и золотой Будда. Ват Май может похвастаться самыми роскошными барельефами со сценами из «Рамаяны» и историями из жизни Будды. Это еще один ват, не пострадавший от черных хо – все остальные были сильно разрушены.
Самый большой ват
На самом деле Ват Висуналат был самым большим лишь в средневековье, когда на его постройку ушло 4000 деревьев, а свод поддерживали 30-метровые столбы. К сожалению, то грандиозное сооружение разрушили очередные захватчики, и лишь в конце 19 века храм удалось восстановить. То, что получилось в результате, весьма далеко от оригинала, поэтому архитектурный интерес представляет лишь «арбузная ступа», действительно похожая на арбуз. Официально она называется Ступа Великого Лотоса, но меткое народное прозвище употребляется чаще.

Самый известный ват
Ват Манором прославился старейшей в Лаосе двухтонной статуей Будды, отлитой из бронзы в 14 веке. У статуи не хватает руки, и кто точно в этом виноват, неизвестно. Трагедия произошла в колониальные времена борьбы между французской и сиамской армиями, и французов подозревают в варварстве чаще.

Самый зеленый ват
Возраст Вата Ахам точно не определен – центральный зал относится к 19 веку, но другие здания стояли на том же месте долгие века. Главная святыня храма – два баньяновых дерева (они же священные деревья бо). Считается, что два духа-хранителя города живут в этих деревьях, поэтому растениям дали имена и украшают их яркими лентами


Кхмонский рынок

Еще одна достопримечательность города – вечерний рынок. Его иногда называют кхмонским по имени одного из местных племен. Это ремесленный рынок, один из лучших в Азии, здесь огромный выбор вещей ручной работы от сувениров до предметов искусства. Каждый день с 17.00 движение транспорта на главной улице перекрывается, появляются палатки, стойки и столики, прямо на асфальте расстилаются коврики – и начинается торговля. Кстати, торгуются лаосцы не слишком охотно, если сравнивать с теми же тайскими северными соседями. С другой стороны, и цены на кхмонском рынке небольшие.


Холм Пху Си

Прямо напротив Королевского дворца начинается лестница, которая всего-то через 350-400 ступеней (я сбилась со счета после 300) приведет вас на вершину священной горы. На этой вершине находится старинная ступа, она же Ват Пху Си, и от этой ступы открывается замечательный вид на город. Опытные туристы советуют встречать на холме не закат, а рассвет – тогда вам обеспечены красивые фотографии пейзажей, а не голов и спин. Действительно, на закате количество желающих насладиться панорамой превышает всякие разумные пределы. Зато, если с холма спуститься вниз по другой лестнице, то по дороге можно увидеть статуи Будды – семь статуй, семь поз, семь дней недели. Похоже, что самый приятный день недели в Лаосе – это вторник, поскольку «вторничный» Будда удобно возлежит на диване.

Пещеры Пак У

До пещер тысячи Будд можно добраться на лодке – это примерно 25 км от Луангпхабанга. В этот храмовый комплекс местные жители и паломники веками приносили статуи разных форм и размеров – в основном, деревянные. В результате в нижней пещере находится более 2500 Будд, а в верхней более 1500. И перед каждым Новым годом население окрестных деревень приплывает в пещеры, чтобы перемыть и украсить каждую статую!
Еще одна достопримечательность, до которой можно добраться на лодке – королевские гробницы на противоположном от Луангпхабанга берегу. Недалеко от гробниц есть ничем не примечательная деревня Xieng Mene, куда туристы забредают посмотреть на быт лаосских крестьян и рыбаков.

Экотуризм

В окрестностях Луангпхабанга развит экотуризм всех видов. Можно сплавиться на национальных плотах, погулять в заповеднике, поухаживать за слонами в питомнике, понаблюдать за медведями и даже искупаться в водопаде. Многоуровневый водопад и парк Куанг Си находятся в 30 км от города. В нескольких бассейнах водопада купаются (и даже прыгают с тарзанки), а некоторые объявлены священными и в них купаться запрещено. Еще в парке находится небольшой центр по сохранению гималайских медведей - несколько вольеров и много-много сувениров на медвежью тему.
Медведей придется рассматривать через сетку, а вот со слонами в питомнике можно познакомиться максимально близко. Например, провести с ними целый день. Покормить. Выучить команды и попробовать найти с животным общий язык. Прокатиться на слоне, как заправский погонщик - прямо на голове, держась коленями за уши. И даже вымыть слона в речке - не абы как, а с мочалкой из чего-то натурального.
Совместить купание в водопаде и плавание со слонами можно в 15 км от Луангпхабанга. Добраться до небольшого каскадного водопада Тад Сае можно только на лодке, и там вы не найдете удобной и разнообразной инфраструктуры парка Куанг Си, зато в бассейне этого водопада предлагают поплавать на спине слона.

 

Читать о других путешествиях Стеллы

 

Эта колонка была написана для портала Обещания.ру в 2012 году, когда активные организации родителей придумывали все новые и новые способы обеспечить ту самую информационную безопасность детей в интернете - в том числе планировали запустить канал, посвященный теме. Прошло 5 лет, но ничего не изменилось

Интернет-канал, посвященный безопасности детей в Интернете, наверное, привлечет внимание взрослых. И родители, упоенно просматривающие много часов "полезного видеоконтента", своими спинами, безусловно, подадут отпрыскам однозначный и выразительный пример, как проводить свободное время — конечно, в глобальной Сети.

А в этой самой глобальной Сети "сомнительные" сайты были, есть и будут, несмотря на активную деятельность Лиги безопасного Интернета со всеми ее кибердружинниками. И вовремя отследить-заблокировать-удалить все угрозы физически невозможно. Пока кибердружинники ловят одного педофила в одной соцсети, в других соцсетях десятки растлителей ищут жертв. Пока составляется список запрещенных сайтов, появляются сотни новых, ничуть не более полезных подрастающему поколению. Получается бой с гидрой — отрубил одну голову, вырастают две новых.


Существует целый ряд технологий, позволяющий ограничивать доступ в Интернет, и на сайте Лиги в разделе "родителям и педагогам" подробно рассказывается о том, какие настройки следует использовать, какие фильтры надо установить, какие программы помогают "оградить от нежелательного контента". Как вы понимаете, на каждую техническую "примочку" всегда найдется другая техническая "примочка", позволяющая нейтрализовать первую. Чем с большим успехом и занимаются дети у таких родителей.
Мама и папа старательно забивают компьютер защитой, а ребенок быстро придумывает, как все разблокировать. Чем старше ребенок — тем активнее он протестует против запретов, ведь программы-фильтры — это тоже своего рода ограничение свободы. Итог противостояния зависит от компьютерной грамотности ребенка и догадливости родителей. Иногда долгими месяцами родители спят спокойно, наивно надеясь, будто техника хранит их чадо от всего, что ему не по возрасту.


Да, я очень скептически отношусь к действиям Лиги по защите детей в Интернете. И вообще, скептически отношусь к любым попыткам переложить воспитание с родителей на какие-либо "фильтры" или "кибердружинников". Для того чтобы маленький ребенок не встретил в социальной сети педофила, маленького ребенка не должно быть в социальной сети.
Что делать учащемуся начальной школы в "Одноклассниках" и "ВКонтакте"? Разве это входит в его школьную программу и помогает лучше учиться? Может быть, первоклассник занимается в социальных сетях плаванием или танцами? Или он таким образом изучает иностранные языки? Читает Драгунского и Бианки? Смешные вопросы, правда?


Так вот, у родителей, которые занимаются детьми, первоклассник не найдет времени на "ВКонтакте" и "Одноклассники". Потому что после школы ребенок отправится на кружки и в секции, дома вечером его будут ждать общение с мамой и папой, совместные игры, научные опыты, чтение вслух и прочие интересные дела. По выходным ребенок у нормальных родителей пойдет с мамой и папой в театр, на выставку, в музей, в кафе, в зоопарк, цирк, да просто на прогулку в парк — и отправиться в Интернет ему будет физически некогда. Даже если допустить мысль, что ему захочется.
Но с чего бы ему вдруг захотелось в одиночестве сидеть за монитором, когда есть реальная жизнь, ума не приложу. Моей старшей дочери 10, и у нее нет ни гаджетов, ни желания их приобрести — ее мир и так насыщен событиями. Если же Интернет вдруг потребуется с познавательной целью, мы отправляемся туда вместе. Мне не сложно помочь в написании электронного письма друзьям из другой страны или поиске интересной информации. Это, между прочим, один из вариантов совместного досуга. Того самого, который необходим каждому ребенку, о чем расскажут психологи в роликах будущего интернет-канала.


Странно, что без специального просвещения столь очевидные вещи известны не каждому. И — кстати — такое использование глобальной Сети лучше всяких мер безопасности на практике учит ребенка, что Интернет — всего лишь инструмент, хранилище доступных знаний, средство связи, подспорье в учебе и работе, но не отдельный мир.
А когда ребенок привык наблюдать родительские спины за компьютерами, неудивительно, что он хочет присоединиться к "настоящей жизни", которая у мамы с папой протекает в тех же социальных сетях и играх. И будет рваться в Интернет, и будет искать там то, что не дали ему в реальности. И оградить человека, который вырос с ощущением "гаджеты и Интернет — главное и лучшее" от "нежелательного контента" будет весьма проблематично.
А уж технически дети, получившие в руки коммуникаторы и планшеты почти с рождения, всегда обгонят родителей и всегда обойдут запреты. Так что пытаться заниматься "обучением и развитием" родителям следует не в Интернете. И вместо просмотра пусть даже сто раз замечательного канала с самым-самым полезным содержанием и наисвежайшими рекомендациями о безопасности - найти себе и ребенку, чем заняться в реале. Обязательно вместе.

Чтобы верно понимать зону своей родительской ответственности и не заниматься борьбой со следствиями вместо устранения причин, предлагаю выполнить упражнения из курса "КАК СТАТЬ СЧАСТЛИВЫМ РОДИТЕЛЕМ СЧАСТЛИВОГО РЕБЕНКА. Курс состоит из 8 занятий - это более 12 часов теории + эффективные упражнения + группа поддержки в ФБ.

Читать другие статьи Стеллы по теме Родители и дети

Эта колонка об очередной волне паники по случаю конца света была написана в начале 2012 года для портала Обещания.ру. Забавно, но она не теряет актуальности, ибо люди не умнеют, а пророчества не заканчиваются. Следующие даты (после 2003 и 2013) - 2060, 2087, 2090, 2240 и 2900

Уже столько пророков приговорили Землю к смерти в наступившем 2012-м, что выделиться очередному оракулу ох как нелегко. Скончавшийся два года назад писатель Захария Ситчин предложил довольно оригинальный вариант конца света. Он связал эту ужасную катастрофу с наличием в Солнечной системе планеты Нибиру, открытой еще древними шумерами и засекреченной современными спецслужбами. Официальная наука наличие такой планеты, естественно, отрицает, чем еще больше убеждает последователей Ситчина в несокрушимой силе тайного знания.

В своих книгах американский писатель азербайджанского происхождения и ближневосточного воспитания рассказал о занятных вещах. О "древних астронавтах", существах пятиметрового роста, живущих уже целых 300 000 лет и регулярно посещающих Землю. О внеземном происхождении людей, которых создали инопланетяне. А также о предстоящей в нынешнем году встрече с планетой Х, она же Нибиру, она же Мардук. Во время этой встречи должна закончиться старая эра и начаться новая. Ценой нешуточных жертв: двум третям населения Земли предстоит погибнуть.

Правда, дата Апокалипсиса, сверенная Ситчиным и с шумерскими хрониками, и даже с Ветхим Заветом, регулярно пересчитывалась в каждом новом издании. Первоначально катастрофа назначалась на май 2003 года. Затем была перенесена на декабрь 2012. А вообще, сохраняется запас, в котором значатся еще пять дат: 2060, 2087, 2090, 2240 и 2900.

В любом случае, у нас еще есть время, чтобы попытаться реализовать идеи на тему "как выжить в 2012", декларируемые адептами теорий Захарии Ситчина. Например, "вернуться к старым традициям" и создать отдельные от "зомбированного мира" поселения, в которых древняя шумерская религия возродится во всем блеске. Там предполагается есть чистую пищу, дышать чистым воздухом, любить друг друга и воспитывать детей в правильном духе. Некоторые сообщества замахиваются даже на постройку города – естественно, по древнешумерскому образцу. От последователей предсказательницы Св. Анастасии с их родовыми поселениями "ситчинцы" старательно открещиваются – у них, дескать, речь совершенно о другом.

Впрочем, идеи удалиться – в ожидании конца света - от "неправильно живущих" в компании с единоверцами далеко не новы. Они регулярно озаряют пророков, старательно уводящих сторонников в горы, леса и даже пещеры. К примеру, совсем недавно, в 2008-м, последователи Петра Кузнецова несколько месяцев просидели в пещере в Пензенской области – двое умерли от недоедания, остальных удалось спасти. До этого в Европе и Америке неоднократно строились многочисленные "ковчеги" и "города", в которых предполагалось спасаться от взрывов секретных бомб и секретных ядерных ударов. В 1960 г. в горы уходили сторонники итальянского детского врача Элио Бланко, в 1967 г. в Дании активно строили бункер приверженцы Андерса Йенсена, а в 1978 г. австралийцы массово впечатлились книгой Джона Стронга "Приговоренный глобус" и создали так называемый "город светопреставления".

Книги Захарии Ситчина отличаются наукообразием и ссылками на древние источники, и его последователи тоже выделяются из ряда паникеров, ожидающих смерти. Они не бегут в пещеры, они создают весьма продвинутые сайты. У них продуман целый ряд возможных сценариев Апокалипсиса, включающий в себя встречу с загадочной Нибиру, сдвиг земных полюсов, парад планет, солнечную атаку, визит инопланетян, техногенную катастрофу, ядерный коллапс, пандемию и даже опасность, исходящую от так называемых "детей-индиго". И на каждый вариант разработан кодекс правильных действий, начинающихся в любом случае с "возрождения давно утраченных знаний" и призывов "присоединиться к нашему обществу". После присоединения обещают рассказать, существует ли бог, кто он и какой, объяснить, почему пал Вавилон, но процветает Иерусалим, и даже предоставить возможность встретиться с нашими создателями. Речь идет, конечно, только о тех, кто переживет 2012-й.

Этот год представляется особенно подходящим для конца света не только Захарии Ситчину. В преданиях индейцев разных племен нашлись упоминания о том, что в 2012 мир "перевернется с ног на голову" или "соединится с миром духов". Вспоминают пророки и индуизм с окончанием Кали-Юги в 21 веке, и древних египтян наряду с племенем майя, чьи календари заканчиваются именно 2012 годом.

Честно говоря, последний довод мне лично представляется наиболее сомнительным. Ведь мой собственный настенный календарь, украшающий гостиную, закончился еще в 2007-м.

С момента написания этой колонки прошло 5 лет. За это время я собрала целый букет популярных стереотипов о мистике и чудесах, встречающихся в повседневной жизни. Хотите разобраться, как на самом деле обстоят дела со сглазами/порчами, почему у вас бывают предчувствия/предвидения, стоит ли ходить к экстрасенсам/гадалкам, работает ли закон бумеранга/карма и как вышло, что близкие болеют/умирают, нет ли в этом наказания/награды - для вас запись вебинара-интенсива МИСТИКА В НАШЕЙ ЖИЗНИ  

Читать другие колонки Стеллы

"Как добиться от людей того, чего хочешь?" 

Вы хотите, чтобы:

- Близкие и друзья с уважением относились к вашим потребностям
- Люди выполняли ваши просьбы и пожелания
- Окружающие проявляли к вам доброжелательный интерес
- Вас перестали использовать, как "жилетку", бесплатную скорую помощь, обслуживающий персонал
- Вас не загоняли в рамки и стандарты
- Вам не нужно было постоянно защищаться от агрессии
 
Но при этом вы не планируете врать, манипулировать и пользоваться дешевыми приемами из арсенала начинающих НЛП-специалистов. Вы хотите оставаться собой, говорить правду, проявлять настоящие эмоции, делать приятные вам вещи и не изображать из себя кого-то другого ради чьего-то удовольствия. Верно?
 
Тогда вам как раз ко мне. Вебинар в записи, цена 85$

Заказать прямо сейчас
Введите, пожалуйста, своё имя и e-mail, укажите название курса, который заказываете
 
 
 

 

 

Книга Стеллы Чирковой бесплатно

Заказать бесплатную книгу, получать новые статьи и информацию о курсах и семинарах

Прайс-лист

ВНИМАНИЕ! Полный список моих курсов и вебинаров с ценами вы можете посмотреть НА ЭТОЙ СТРАНИЦЕ

 

ПОЛИТИКА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ

 

 

 

Отзывы

Отзывы на курс "Как сохранить любовь на долгие годы"

Елена Кузнецова
Курс понравился, он оказался очень полезным для меня. Он помог мне все разложить по полочкам, упорядочить некоторые вещи. Из моря информации, которую я загрузила в свою голову, как из пазликов сложилась определенная картинка, которой мне очень не хватало. Я поняла, что очень важно сначала разобраться, зачем же именно мне нужен брак, избавиться от кактусов именно в своей голове и вступать в отношения из изобилия, а не из страха одиночества и чувства недостаточности. Только работая над собой и не пытаясь никого переделать, можно получить нужный именно тебе результат и притянуть в свою жизнь достойного мужчину, и стать для него по-настоящему желанной и любимой женщиной. Спасибо, Стелла, за курс!

Читать больше отзывов